Традиционное японское ткачество столь же своеобразно, как и большинство других японских ремесел. В нем по сей день сохраняются некоторые особенности, отличающие его от соответствующих европейских традиций.
Во многом эти особенности связаны с используемым материалом. Вплоть до 15 в н.э Япония не знала хлопка, и основными материалами для изготовления одежды были шелк, конопля и кора (луб). Понятно, что шелк был доступен только самым богатым слоям общества, основное же население для изготовления одежды использовало коноплю и луб различных растений, таких как глициния, шелковица и т.д.
Хотя «одежда из глицинии» звучит загадочно и навевает мысли о чем-то по-японски утонченном и изящном, на самом деле ничего изящного, даже и просто удобного в такой одежде не было. Древесные волокна грубы и тяжелы в обработке, соответствующими качествами отличалась и одежда из них, которая, к тому же, зачастую была не тканой, а плетеной. Характерным примером такой одежды является традиционный японский плащ из травы – некое подобие стога, которое человек носит на спине. И, самое главное, одежда из луба практически не спасает от холода, так что вопрос теплозащиты всегда был актуален.
Тем не менее, за отсутствием лучшего материала, японцы ткали из луба, что и наложило определенный отпечаток на весь процесс ткачества.
Нить из лубяных волокон не отличается прочностью, легко махрится и перетирается, поэтому старались минимизировать воздействие на нее ткацких приспособлений. Сновали нить для тканья, как правило, по кругу, чтобы в заправленном станке волокна всех нитей шли в одном направлении, и не приходилось водить по ним бердом «против шерсти».
Первые ткацкие станки зафиксированы в Японии примерно в 3 в. до н.э. Они называются «гэнсибата», что означает «самый старый станок». Это были наспинные станки, т.е дальний конец основы был жестко закреплен, а ближний конец был привязан к палке на поясе ткача, что позволяло достаточно чутко регулировать натяжение.
Сам процесс ткачества был организован примерно так же, как «наш» способ тканья при помощи ниченок и сволочка, только вместо сволочка в зев нитей просто вкладывалась дощечка, которая в нужный момент ставилась на ребро, поднимая соответствующую группу нитей.
В последующие века «самый старый станок» модифицировался, заменяясь новыми вариантами, где постепенно внедрялась некоторая оптимизация процесса тканья, в частности, для подъема и опускания нитей стали использоваться педали, появилось бердо.
Однако сохранялась основная черта традиционного японского ткачества – натяжение нитей основы спиной ткача. Дело в том, что лубяные волокна очень чувствительны к влажности, температуре, и их натяжение при тканье все время нужно варьировать в зависимости от условий, что невозможно обеспечить при механическом натяжении между двумя валами, которое применяется в европейских станках.
Еще одна интересная особенность японского тканья из луба – ткач зачастую работает с помощником, который непрерывно увлажняет или проклеивает нити основы специальным составом при помощи кисти. Проклейка увеличивает прочность и эластичность нити. Поскольку нить проклеивается непосредственно перед поступлением ее в ниченки, то, чтобы она успела просохнуть, под станком ставится жаровня с углями.
В 15 веке в Японию был завезен из Китая хлопок, и это стало началом конца традиционного ткачества из луба. Хлопчатобумажные ткани сразу решили вопрос защиты от холода, и стали предметом первой необходимости как материал для рабочей одежды. Хлопковые ткани были столь востребованы, что целые районы страны стали заниматься выращиванием хлопка и изготовлением тканей из него.
Ткать их хлопка значительно проще, чем из луба, стали применяться станки с механическим натяжением, а после и автоматические станки, постепенно вытеснившие традиционные наспинные.
Тканье из конопли и луба в ограниченном масштабе держалось еще некоторое время благодаря несколько неожиданному применению таких тканей. Пожары в Японии времен Эдо были не редкостью, и хлопковая одежда с конопляной подкладкой защищала человека от искр, когда он прибегал на помощь к соседу-погорельцу.
Сегодня японское ткачество из луба сохраняется благодаря энтузиастам, организующим различные группы по сохранению традиционных ремесел. Из занятия повседневной необходимости оно перешло в разряд элитных рукоделий, и вещи, которые ткутся в Японии из луба сейчас, нельзя даже сравнить с древними грубыми тканями, настолько тонкая это работа. Но, если пощупать даже самую прозрачную и невесомую ткань, старый добрый луб дает себя знать неожиданной жесткостью.