Российская революция и русско-японские отношения: взгляд через сто лет
Василий Молодяков
Столетие Российской революции 1917 года – теперь этим понятием часто объединяют и буржуазную Февральскую, и социалистическую (большевистскую) Октябрьскую революции – в самой России породило новую волну нескончаемых споров о ее причинах, характере и последствиях. Спорят не только ученые-историки, но все, кому не лень. И суть споров не меняется: идейные и духовные (а иногда и прямые) потомки «красных» против идейных и духовных потомков «белых». Ты «за» революцию или «против»? Она – благо или зло?
В Японии о Российской революции сегодня вспоминают, пожалуй, только специалисты-историки и политологи, потому что остальным японцам она не интересна. Не интересна как событие, не имеющее к ним никакого отношения.
Повлияла ли Российская революция на Японию? Сто лет назад, конечно, повлияла, поскольку многое изменила в мире. И продолжала влиять, пока существовал порожденный ей Советский Союз. А потом?
Рассматривая влияние Российской революции на русско-японские отношения, часто упускают из вида один важный момент. Она разрушила русско-японский военно-политический союз, заключенный летом 1916 года. Разрушила, не дав ему развиться и вообще как-то проявить себя.
За более чем полтора столетия отношений между Россией и Японией это была высшая точка их развития. Не просто мир, нейтралитет или сотрудничество, но союз, причем с взаимными обязательствами не только политического, но и военного характера. Военного – потому что шла мировая война, в которой Россия и Япония были союзниками. Но не только поэтому. Отношения между вчерашними противниками – после заключения Портсмутского мирного договора прошло всего 11 лет! – достигли такой степени доверия, пусть продиктованного конкретными обстоятельствами, что они были готовы стать «товарищами по оружию».
Каковы могли быть конкретные последствия русско-японского союза, прежде всего политические? Об этом остается только гадать, но они точно могли быть. Союз двух стран в разгар мировой войны мог изменить баланс сил на Дальнем Востоке и в Северо-Восточной Азии и повлиять на судьбу Китая. Но самое главное – он помог бы изживанию вражды и недоверия между Россией и Японией, которые в то время, несмотря на недавнюю войну, еще не пустили такие глубокие корни, как это будет потом.
Статьи о революции в России в японской газете
Приятно помечтать о том, что Россия и Япония могли бы вместе вершить судьбы Северо-Восточной Азии. Или вместе с Китаем, как Гото Симпэй позже предлагал Сталину и Чичерину. Еще приятнее представить, что союз не допустил бы новых войн между Россией и Японией. Соперничество осталось бы, но до войны, думаю, дело бы не дошло. Потому что тогда государственные деятели умели договариваться и дружить. Для этого им хватало желания и политической воли.
Российская революция разрушила русско-японский союз окончательно и бесповоротно. И это еще одно из ее трагических последствий. Для России далеко не самое страшное, потому что хватало других, гораздо более страшных. Для русско-японских отношений это несомненный регресс, последствия которого не преодолены до сих пор. И уже не будут преодолены в полной мере.
Нового союза между Россией и Японией не будет. Но учиться дружить и сотрудничать – необходимо.
Василий Молодяков
В 1993 г. закончил историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки по специальности «история Японии», и до 1996 г. учился в аспирантуре того же института. В 1996-2000 гг. учился в аспирантуре Института искусств и наук Токийского университета, в 2000-2001 гг. работал приглашённым исследователем Института общественных наук Токийского университета. С 2003 г. работал старшим научным сотрудником Института японской культуры Университета Такусёку, с 2008 г. — приглашённый профессор того же университета. С 2012 г. стал профессором политологии Университета Такусёку. Автор более 30 книг на русском языке, из них 15 имеют отношение к Японии. На японском изданы «Гото Симпэй и история русско-японских отношений» (2009), «Россия японизма» (2011). Опубликовал более 50 статей на японском языке.