Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04: Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California. (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)
Фото: Mike Windle / Getty Images for dick clark productions
В середине ноября самый популярный YouTube-блогер Феликс Чельберг, известный под псевдонимом PewDiePie, шокировал 49 миллионов поклонников сообщением, что больше не будет снимать ежедневные ролики из-за стресса. К нему присоединился коллега по цеху Кейси Нейстат, также объявивший о завершении карьеры. «Лента.ру» выяснила, почему популярные блогеры, зарабатывающие на своей славе миллионы долларов, покидают YouTube.
Чуть-чуть не считается
Любопытно, что, несмотря на громкие заверения, ни Чельберг, ни Нейстат не закрыли свои каналы и время от времени публикуют новые ролики. Однако блогеров нельзя обвинить в желании набрать побольше просмотров, ведь они действительно перестали выкладывать по видео в день.
Нейстат продал свой стартап Beme (приложение, позволяющее пользователям делиться роликами и обсуждать последние новости — прим. «Ленты.ру») CNN за 25 миллионов долларов и занялся проектом по привлечению интернет-аудитории к телеканалу. PewDiePie, судя по всему, разочаровался в своих последних видео и решил вернуться к тому, с чего начинал: играть в видеоигры и снимать это на камеру. «Я работаю над шоу, делаю ежедневные влоги, придумываю безумные шутки — просто все это очень сложно, я не справляюсь с этим», — признается он.
PewDiePie
Кадр: PewDiePie / Youtube
И хотя многие уверены, что блогеры хотели лишний раз напомнить о себе, причина их ухода, скорее всего, кроется в банальной усталости и нежелании идти на поводу у зрителя.
Жесткая правда
Казалось бы, работа блогера на YouTube — это непрекращающееся веселье, постоянные коллаборации с известными брендами, общение с творческими личностями, всеобщая любовь и популярность. На деле это жестокая и беспощадная среда, где даже финансово успешные интернет-звезды вынуждены работать не покладая рук, ежедневно выкладывая ролик за роликом.
«YouTube — это как беговая дорожка. Даже после того, как добиваешься успеха, приходится выпускать все новые видео. Никого не волнует, хочешь ты это делать или нет. И далеко не всегда наши творческие пожелания совпадают с запросами аудитории», — рассказывает в одном из своих видео популярный научный блогер Дерек Мюллер.
Съемочная площадка блогера
Кадр: Christine Kobzeff / Youtube
Конечно, с приходом популярности и увеличением доходов у блогеров неизбежно появляются помощники: операторы, монтажеры и даже соведущие. Но еще ни одному популярному ютуберу не удалось найти себе достойную замену в кадре хотя бы на короткое время.
Несмотря на увеличение финансирования и повышение качества роликов, аудитория никогда не будет смотреть и слушать дублера или двойника любимого блогера. Так сложилось, что зрители YouTube привязываются не к образу или какому-то определенному каналу, а к личности автора и традиционному формату видео. В итоге блогер оказывается в ловушке своей популярности: он не может ничего поменять, отдохнуть или заменить себя на квалифицированного ведущего, ему приходится каждый день снимать ролики на потеху публике, иначе просмотры резко упадут, а вместе с этим снизится и доход. Единственное, что можно сделать в такой ситуации, — прекратить снимать видео и кардинально сменить вид деятельности.
Жертвы культа личности
Одним из первых так поступил американский комик Рэй Уильям Джонсон, в 2014 году открыто признавшийся, что ему надоело постоянно делать однотипные ролики.
«У меня десять миллионов подписчиков, а у моего музыкального проекта на iTunes набралось более миллиона слушателей без помощи всяких лейблов и продюсеров, и я не совсем не хвастаюсь. Можете считать меня избалованной сучкой, но я выжал из YouTube все, что мог. А я хочу расти, хочу развиваться, хочу двигаться дальше и творить, иначе жизнь для меня потеряет смысл» — заявил он.
Джонсон честно пытался поддерживать свое YouTube-шоу на плаву, приглашая новых ведущих и периодически сам снимаясь в роликах. Но аудитория была беспощадна: она требовала «больше Рэя» и отказывалась смотреть видео с участием других блогеров. Именно это и побудило интернет-звезду отказаться от дальнейшей работы на YouTube.
Сегодня на канале периодически появляются новые видео с Джонсоном и его друзьями, но им далеко до той популярности, что была у шоу еще пару лет назад.
Наши на YouTube
Важную роль на YouTube играет и формат роликов. Так, популярный российский блогер Евгений BadComedian Баженов, устав от бесконечных кинообзоров, запустил проект BadTrip, совершив своеобразное паломничество по местам из культовых американских фильмов и сериалов.
Несмотря на качество контента, аудитория Баженова негативно отреагировала на новые видео и потребовала от автора вернуться к привычному формату. Большинство выпусков BadTrip не перешагнули отметку в миллион просмотров, в то время как стандартные обзоры систематически смотрят более двух миллионов зрителей.
Резкий спад интереса аудитории и гневные комментарии вроде «Давай уже норм обзор пили, задолбал!» в итоге вынудили Баженова вернуться к кинокритике, отодвинув BadTrip на второй план.
Но иногда звезды сети отказываются идти на поводу у зрителей. Так поступил культовый обзорщик компьютерных игр Илья Мэддисон, которого многие пользователи до сих пор величают королем Рунета. Как сообщалось в одном из новостных сюжетов Первого канала, Мэддисон «исчез с просторов интернета два года назад» из-за постоянных оскорблений. «Оскорбляют родственников, меня лично, мое творчество. Вечное недовольство, нытье и угрозы. Некоторые люди пишут мне "мы приедем и разберемся с тобой"», — жаловался он в эфире.
Илья Мэддисон
Фото: @mafakkamadd
Правда, потом Мэддисон признался, что он просто хотел потроллить журналистов и зрителей Первого канала. На самом деле он не исчезал с «просторов интернета», а перестал выкладывать ролики на YouTube и перебрался на стриминговый сервис Twitch. «Мэддисон крайне необычный человек. Мне кажется, сейчас он достиг своего дзена и больше никогда не вернется на YouTube», — заявил на одной из лекций создатель студии вирусного видео My Duck's Vision и канала «Спасибо, Ева» Юрий Дегтярев.
Как не раз объяснял Мэддисон, ему действительно надоело вечное недовольство и нытье аудитории видеохостинга, которая требовала от него новых роликов. «Людям нужно, чтобы я играл в какие-то непонятные игры или вообще эфиры вел, рассказывая, как я отношусь к какому-нибудь убермаргиналу или к другим блогерам. Мне этим заниматься не очень интересно, поэтому я, наверное, и с Twitch уйду», — говорил он в одном из своих стримов.
Выйти из игры
Примечательно, что сегодня YouTube лишь набирает обороты, постоянно внедряя новые функции и сервисы для пользователей. Детище Google постепенно превращается в лучшую в мире стартовую площадку для размещения авторского контента и формирования собственного бренда. При наличии многомиллионной армии фанатов у блогеров всегда есть возможность не только заработать на своих роликах, но и создать сайд-проекты или перейти в более прибыльную сферу. Проблема лишь в том, что далеко не у всех хватает духу вовремя сказать своим зрителям «нет».
Антон Болотов
3 декабря 2016
"Лента.ру"
https://lenta.ru/art.../12/03/youtube/