Дата выпуска: 18 февраля 2010 г.
Разработчик: Quantic Dream
Композитор: Норманд Корбейл
«На что вы пойдёте ради того, кто вам дорог?» (англ. How far will you go to save someone you love?)
«Всё, что я сделал, я сделал ради любви» (англ. Everything I did, I did for love)
Heavy Rain. Нечасто удается названием так точно передать суть. Игра вышла действительно «тяжелой», давящей на психику. Здесь непрерывно идет дождь и постоянно плачут — взрослые и дети, мужчины и женщины, преступники и полицейские. Кто — от избытка чувств, кто — от отчаяния, кто — просто за компанию. Тем, чем Quantic Dream хвастала на выставках четыре года назад, она хвастает и теперь, разве что масштабы покруче. Двенадцать часов слез, стенаний, переживаний, шокирующих откровений, в лучших голливудских традициях. Авторы никого не обманули и сделали ровно то, что и обещали: триллер с киношным размахом и киношным же содержанием. И никакой революции, что бы ни вопили до хрипоты прибалдевшие фанаты.
Fahrenheit Краткая информация об игре (который, к слову, тоже не был революцией) обрел человеческие черты благодаря Heavy Rain, хотя внутренне остался старым тренажером для пальцев. Французы по-прежнему не готовы демонстрировать последние технологические достижения, и памятные эпизоды из дебютного ролика с рыдающей актрисой сегодня уже не впечатляют. Зато и фирменная эстетика никуда не делась, расползшись во всю ширь промозглого мегаполиса и его урбанистических закоулков. Страсть к деталям заметна в каждом полотенце и в каждом поступке. HR ничего не использует впустую, ее ресурсы целиком и полностью пущены на то, чтобы рассказать историю — злую, запутанную, без дурацкого налета мистики/научной фантастики. Историю обычных людей. Вам мало? To be continued…
Ну и пускай не открыли новых горизонтов. Главное, что порочная QTE-обертка (в переводе на русский — «дрессированные щелчки по команде») не перетягивает одеяло на себя. Не беда, что в памяти обязательно отложатся ключевые моменты с выкрученным на 360 градусов контроллером и зажатыми одновременно четырьмя-пятью кнопками. Все мучения с лихвой компенсирует море сюжетообразующих сценок, набранных отовсюду. При этом центральная сюжетная линия незатейлива и перекликается с доброй половиной «городских легенд», от Джека Потрошителя до Still Life 2Краткая информация об игре.
В основе сценария — маньяк, похищающий и убивающий детей. Их трупы затем вылавливают из водостоков с фигурками оригами в руках. Впрочем, фетиш очередного психопата не только интересней всяких там монеток и бусинок — он находит непосредственное отражение в контексте рассказа. Итану Марсу, примерному семьянину и некогда счастливому главе семейства, предстоит распутать клубок из подобных фигурок. Однако прежде нам дадут в полной мере прочувствовать горечь утраты. Первые часы мы вкушаем мирские радости. Дуракаваляние с ребятней и разговоры по душам обрывают в резкой, трагичной форме — гибелью именинника под колесами машины, в объятиях отца. Жизнь кончена.
Нас возвращают к Итану спустя два года после описанных событий. «Я начал пить, от меня ушла жена, начались проблемы на работе…» — знакомый расклад, не правда ли? Последствия перенесенной комы и сильнейшее нервное потрясение не прошли даром. Угрюмый, небритый, ушедший в себя герой, терзаемый провалами в памяти и безразличием уцелевшего сына Шона, автоматически (ну ладно — с нашей подачи) вытаскивает из холодильника бутылку пива вместо сока. Замечательная и удивительно тонкая зарисовка — одна из многих. Именно за счет мелочей складывается настоящая картина Heavy Rain, и именно их изучение придает осмысленность и глубину всему действию. Приготовление ужина, просмотр телепередач, жонглирование фруктами, тщетные попытки достучаться до сердца родного человечка — кого-то такая затянутая и, в общем, ненужная интерактивность будет раздражать, мол, «долго раскачиваются». Эти бытовые ситуации важны, и не столько для раскрытия характеров или соблюдения жанровых законов от Хичкока (Alfred Hitchcock), сколько для полного погружения в игру.
Сама игра начинается с пропажи Шона. У Итана, едва-едва наладившего с ним отношения, случается внезапный припадок и помутнение рассудка. Придя в сознание где-то на городской окраине, он обнаруживает вместо Шона — сюрприз, сюрприз — коробку с оригами и начертанными на них инструкциями, и в итоге остается один на один с собственными чувствами и совестью. Четыре дня нечеловеческих испытаний либо окончательно добьют его, либо…
Авторы очень своевременно подключают к истории еще троих персонажей. Параллельно с полоумным отцом к заветной цели с разных сторон движутся престарелый детектив, агент ФБР и девушка-фотограф. Совершенно непохожие и, вместе с тем, близкие по духу личности. Обрюзгший и грубый алкоголик, наркоман в тяжелой стадии на службе у «федералов», страдающая от кошмаров неврастеничка… Хороша компания. Их пути редко пересекаются, каждым движут личные тараканы, в круг подозреваемых попадают все, от циничных «денежных мешков» до грязных панков из переулка, и предсказать исход непросто. Как, впрочем, и шаги настырной четверки.
Ничего удивительного, учитывая, что шаги выбираем мы сами. От этапа к этапу и от героя к герою перед нами ставят моральные задачи и задачки на быстроту реакции и логику. Естественно, зачастую решать их предстоит незамедлительно, от имени QTE — например, улепетывать по крышам и балконам от полиции. Контроллер в такие минуты используют по полной, заставляя нажимать, вертеть, трясти и кусать его в бешеном темпе. Или выставлять уровень сложности попроще. Не списывая со счетов довольно пошлую механику, стоит признать, что иные сцены прямо-таки завораживают и почти не дублируют друг друга. Цитируется все — и скоростные заезды по встречной, и схватки с живучими маньяками, и расстрел охраны в стиле какого-нибудь «Брата 2». С единственным, конечно, отличием — ничто не мешает дать дуба.
Смерть или изоляция действующих лиц отнюдь не ведет к веселой надписи «The End» и товарищескому совету «попробовать еще разок». Более того, порой выпадает и второй, и третий шанс, неожиданно возникают альтернативные ветки и нежданная помощь. Мы идем до упора, пока не оборвется последняя линия. Пока идет дождь. Разработчики много говорили о природе интерактивных фильмов и своим экспериментом доказали, что подобные явления вполне имеют право на жизнь. Любой выбор, моральный или ситуационный, способен изменить положение дел, в крайнем случае — финал. Несмотря на то, что у нас есть лишь один «сейв» (и тот автоматический), перезапускать главы не запрещено, однако из-за обилия сценарных поворотов необходимость в этом исчезает.
Повлиять на дальнейшее течение событий может неосторожная реплика, зря потраченная секунда и элементарная невнимательность. Здесь уже могут пригодиться и минимальные познания из области приключений. Шнырять по ящикам и шкафам в отсутствие хозяина квартиры, искать зацепки и сопоставлять факты из виртуальной картотеки в устройстве расширения сознания нет-нет да придется. Агент Норман Джейден с его футуристическим прибором в форме стильных очков и латексной перчатки словно олицетворяет собой совесть жанра — он проводит добрую часть времени в поисковом режиме, выхватывая из окружения следы, запахи, кровяные подтеки и анализируя их. По меркам адвенчур — банальные процедуры, но тут и мерки иные.
Да и среди прочих персонажей тихий и серьезный представитель спецслужб, который работает исключительно в манере «себе на уме», притом свято чтя УК, более симпатичен. Раскрытый меньше остальных, но и не такой отталкивающий типаж особенно располагает на фоне борзого напарника и полицейских кулаков. Яростная борьба с зависимостью от пузырька с фиолетовой жидкостью тем трогательней, чем разумнее его поступки, в отличие от истерзанного и опустошенного нытика Итана или фигуристой Мэдисон. Кстати, обещанный стриптиз и любовные сцены для детей от 16-ти «принадлежат» женственному фотографу. Похожие отступления во время очередной заварушки порой выглядят не шибко-то уместно. Дело даже не в том, что Heavy Rain элегантно превращает секс, смазывание раны йодом или пеленание ребенка в сущую каторгу для пальцев. Просто иногда стремление французов объять необъятную вселенную кинематографа слишком бросается в глаза. Чуть помедленнее, Quantic, чуть помедленнее…
Эх, куда там «медленнее». Heavy Rain стремительна, жестока и очень эмоциональна. Не важно, что сюжет периодически спотыкается об избитые штампы и картинные «Не-е-е-ет!!!». На них стараешься не обращать внимания, поскольку героям по-настоящему веришь, невзирая на патологии и душевные болячки. Тут помогает и постоянный накал страстей, и проникновение в чувства и мысли персонажей. В самом прямом смысле — по нажатию кнопки. Что происходит в голове шизофреника? Что толкает людей на парадоксальные поступки? Каждый вынесет из игры немало интересного, пройдясь по второму, третьему кругу. Хотя над большинством этих вопросов возвышается одна неприкрытая истина (с изрядной долей цинизма) — самопожертвование ради счастья близких. Ждем Heavy Rain ChroniclesКраткая информация об игре и новых откровений.
www.ag.ru