Перейти к содержимому


Фотография

РПЦ и её место в современном обществе


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 63

#21 Оффлайн   LEMON PIE

LEMON PIE

    КРАСНЫЙ

  • Особый пользователь
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 12 000 сообщений
  • На счете:3

Отправлено 26 Ноябрь 2016 - 12:32

Может перестанете флудить ибо человеку тема может близка или актуальна каждому сове предпочтение. Хотя  может это часть такого обсуждения. Вперед набор гласных и согласных комментов.



#22 Оффлайн   Specter

Specter

    Homo ludens

  • Главный модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 20 492 сообщений
  • На счете:17867

Отправлено 26 Ноябрь 2016 - 01:16

А по мне так такой вопрос не актуален только по причине того что эта духовность не несёт не каких полезных информационых знаний на данный момент. Хочешь поставить свечку пожалуйста здесь можно и дайте другим, а если говорить по правде нужно важнее темы создавать типа "Что там у хохлов?"


banner.gif


#23 Оффлайн   LEMON PIE

LEMON PIE

    КРАСНЫЙ

  • Особый пользователь
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 12 000 сообщений
  • На счете:3

Отправлено 26 Ноябрь 2016 - 01:26

А по мне так такой вопрос не актуален только по причине того что эта духовность не несёт не каких полезных информационых знаний на данный момент. Хочешь поставить свечку пожалуйста здесь можно и дайте другим, а если говорить по правде нужно важнее темы создавать типа "Что там у хохлов?"

Каждому свое. Ой не сотвори себе кумира даже в теме.Тогда нужна тема политики но знаешь будет типо ну зачем мало вам всякой ереси лучше скушаем другую ересь которая актуальней развлекает. Хотя есть раздел Новости аниме и манги можно  там создать.

Но не факт что и она будет актуальна... Да и зачем смотрю там есть новости

А шо у хохлов твориться чего мы не знаем?

Еще чего зачем давать другим тут и так прямо отвечают и лол хамят порой. Или просто отмазка я такой прямой и отвечаю и так далее...

Вот видишь тема есть но она уже не та не по теме.



#24 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 10:51

Может перестанете флудить ибо человеку тема может близка или актуальна каждому сове предпочтение. Хотя может это часть такого обсуждения. Вперед набор гласных и согласных комментов.

БПЦ УПЦ ППЦ - это белорусская, украинская и польская православная церковь соответственно. Вообще-то :/
Тахщта все по теме
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#25 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 10:53

А по мне так такой вопрос не актуален только по причине того что эта духовность не несёт не каких полезных информационых знаний на данный момент. Хочешь поставить свечку пожалуйста здесь можно и дайте другим, а если говорить по правде нужно важнее темы создавать типа "Что там у хохлов?"

Ну почему же. Мне кажется стоит сравнить разные православные церкви, чтобы понять как далеко и необратимо произошло... это... Например русскую и сербскую :/
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#26 Оффлайн   Specter

Specter

    Homo ludens

  • Главный модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 20 492 сообщений
  • На счете:17867

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 12:55

Ну почему же. Мне кажется стоит сравнить разные православные церкви, чтобы понять как далеко и необратимо произошло... это... Например русскую и сербскую :/

Ты обидишь чувства Рпц\веруюших таким образом =\

Я бы сча лучше про политику темы настрочил бы :do:


banner.gif


#27 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 01:02

А свобода слова не будет тогда нарушена в отношении меня? :/

Для политических тем нужно создать отдельную площадку на форуме и назвать ее политосрач, чтобы фсёпочесному было
  • Specter это нравится
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#28 Оффлайн   Specter

Specter

    Homo ludens

  • Главный модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 20 492 сообщений
  • На счете:17867

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 01:03

А свобода слова не будет тогда нарушена в отношении меня? :/

Для политических тем нужно создать отдельную площадку на форуме и назвать ее политосрач, чтобы фсёпочесному было

Что это?)


banner.gif


#29 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 01:04

Вот видишь тема есть но она уже не та не по теме.


Не бзди, всё по теме :3 Просто горланящих нет. Видимо ПГМом из форумчан никто особо не страдает
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#30 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 01:06

Что это?)

Ну это тот воробей который вылетит не поймаешь.

И вкокакашние картинки я кстати не вижу, не можу патамшта, в отношении меня нарушена свобода просмотра вконкакашних картинок :(
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#31 Оффлайн   Specter

Specter

    Homo ludens

  • Главный модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 20 492 сообщений
  • На счете:17867

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 01:10

Ну это тот воробей который вылетит не поймаешь.

И вкокакашние картинки я кстати не вижу, не можу патамшта, в отношении меня нарушена свобода просмотра вконкакашних картинок :(

:dl: огорчил с картинкой

Ты пробовал икону поставить возле пк? Может разблокирует?


banner.gif


#32 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 29 Ноябрь 2016 - 01:15

У меня в визитнице лежит маленькая репродукция с иконы Владимирской Божьей Матери. Всегда со мной. Так что не, не помогает
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#33 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 07 Февраль 2017 - 08:26

«Глебыч! Я нормальный, но так полагается»
Православие в России — не более чем социальный обряд

Александр Невзоров , журналист

portrait_f61d23fbb5210e3f1fd5731e595c33b

Церковь давно научилась выдавать любую пакость за достижение. Среди христианских святых полно организаторов массовых убийств, садистов, шизофреников, трансвеститов и поджигателей.

В слово «святой» почему-то вкладывается слишком много положительного смысла, который в нем не содержится. И это не мое мнение, это каноническая норма — чтобы стать святым, нужно всего лишь работать на интересы церкви, не важно, какой ценой.

Практически все святые — это вопрос конъюнктуры. Канонизацию нового святого можно сравнить с обновлением модели «Мерседеса»: реклама, потребительский бум… Под это дело можно продать большое количество его изображений, пускать деньги на организацию молебнов и служб в его честь.

Поэтому в рядах святых организатор массовых расстрелов на Невском проспекте и в других местах Петербурга Николай II смотрится вполне естественно.

Канонизация царя, который, помимо Бога, советовался с колдунами и мистиками, — решение из серии «если нельзя, но очень хочется, то можно». Любого нормального человека насторожит, что Николай, помимо всего прочего, согласно его же собственным заметкам и документам ведомства императорской охоты, убил 18 тысяч котов и любил выкладывать из застреленных им ворон геометрические фигуры. Это помимо его отношений с балеринкой Матильдой Кшесинской.

Тем не менее сейчас в кабинетах чиновников зачастую можно найти портреты Николая II и иконы. У меня самого много таких друзей. Когда я захожу к ним, то мое лицо принимает соответствующее выражение. На это мне говорят: «Глебыч! Я нормальный, но так полагается». Я отвечаю, мол, докажи, что ты нормальный. Он берет иконку, как правило, бумажную, рисует этой даме с младенцем рожки и показывает мне. Но он никогда не выбросит ее в мусорное ведро — завернет в бумажку и отнесет подальше, чтобы уборщица не нашла.

Homo sapiens — тем более, чиновник — всегда чрезвычайно конформен, ему не полагается задумываться абсолютно ни о чем. Его дело — исполнять поручения и докладывать начальству.

До революции в стране было 3,5 миллиона клянущихся в бесконечной верности императору монархистов. Их не стало в одну секунду. В 1917 году они, переодевшись в горничных, просто сбежали. Поэтому пусть вас не смущает показушное православие и монархизм. Все это исчезнет в одну секунду.

Когда православие перестанет назойливо и бесцеремонно спускаться сверху, произойдет освобождение. Так уже было в истории России. Тогда все православное народонаселение поняло, что оно может быть не подчинено церкви, и мигом перестало, как только казенная необходимость в этом исчезла.

Другой вопрос — решится ли власть в свете последних тенденций на официальный отказ от концепции секулярного государства в России. Для нее это слишком опасное испытание. Она втайне догадывается, что реальных православных, которые готовы разбивать лбы об пол, — ничтожное количество. Остальные выполняют общепринятый социальный обряд, вызывающий одобрение начальства.

Ни один православный, патриотический фильм не способен собрать в России хотя бы столько, сколько собирает самый паршивый американский боевик. Когда речь заходит о православных святынях, белых офицерах и прочих михалковых, все равно в прокате побеждают какие-нибудь голливудские гномики.

Мы недооцениваем скепсис и презрение народа к бесцеремонно насаждаемой доктрине государственного православия. История с передачей соборов РПЦ повышает в обществе градус антиклерикальных настроений. Шум вокруг Исаакиевского собора, который попы представляют себе как огромный «Майбах» с золотой мигалкой, наверняка превратится для них в кошмар.

Конечно, большая часть народа этим не интересуется, но это если говорить о 88 процентах, не интересующихся вообще ничем, кроме удовлетворения своих биологических потребностей. Однако то, что происходит в Петербурге, когда очень тихую, очень покорную интеллигенцию заставили выйти в холод на Марсово поле и потрясать своими смешными кулачками в сторону попов, что-то да значит.

Я как главный поповед России знаю, о чем говорю.

6 февраля 2017


_____________________________________________________________
И недавно имел возможность опять в этом убедиться. Третьего дня в церкви был :/
Теперь еще долго туда не захочу, если вообще захочу
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#34 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 07 Февраль 2017 - 03:21

Николай Кудряков

Почём опиум для инженера


Итак, в Московском Ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физическом институте открылась кафедра теологии. Это очередной удар по отечественной культуре, науке и образованию, очередной эпизод общей деградации страны, дегуманизации общества и оболванивании народа. Это решение — позор для руководства МИФИ и лично для господина Стриханова, ректора МИФИ.

В сентябре 2008 года мне довелось участвовать в конференции Ядерного общества России, проведенной как раз в стенах МИФИ. Тема конференции — «Кадровый потенциал атомной отрасли». Конференция констатировала, что кадрового потенциала у атомной отрасли нет. Прежде всего потому, что иссякает и вымирает профессура, а полноценной замены уходящему поколению нет, и что через шесть, от силы через 10 лет в «атомных» вузах не останется преподавателей, знающих предмет по собственному участию в «атомных» НИОКР. На секционном заседании я услышал такую оценку: сказать, что по профильным дисциплинам отрасли через шесть лет в стране закончатся профессора — это все равно, что сказать про человека, что у него через пять минут наступит клиническая смерть.

Я не помню, чтобы оценки и выводы этой конференции ЯОР активно обсуждались, чтобы они были доведены до широких народных масс атомной отрасли. Они были проигнорированы. Проигнорированы в том числе руководством МИФИ, хотя процесс исчерпания кадрового потенциала был проиллюстрирован именно примером МИФИ. Было названо количество преподавателей МИФИ, ушедших из жизни за 12 месяцев, предшествующих конференции. Был назван средний возраст преподавательского состава. И была названа зарплата.

Cтало окончательно ясно, что даже озвучивать эти проблемы никто не собирается. И вспоминается такая присказка — чем настоящий джентльмен отличается от обычного человека? Обычный человек, наступив на коровий блин, возьмет щепочку и очистит обувь. А настоящий джентльмен — он сделает вид, что воняет не от него.

Вот мы и пытаемся сделать вид.

Кстати, насчет подлинно джентльменского поведения я добавил бы, что совсем настоящий джентльмен, наступив в коровий блин, должен завести разговор о духовном.

И если мы действительно не собираемся озвучивать проблемы, которые буквально вопиют, то лучше всего их не просто игнорировать, а поговорить о духовном.

Вот у нас в ходе беспрестанного реформирования развалена система военного образования, промышленностью год из года срывается гособоронзаказ. Что нужно сделать? Нужно построить при частях и учреждениях храмы, нужно направить в войска священников.

Только что официально признан провал реформы МВД — даже переименование милиции в полицию не помогло! Надо полагать, что там тоже обнаружится недостаток храмов в расчете на душу полицейского населения.

Так что если вы где-то, в каком-то ведомстве, в какой-то отрасли видите «духовное возрождение» — знайте: здесь — развал, здесь — канун клинической смерти.

И это уже было – когда во время русско-японской войны иконы в Маньчжурию отправляли чуть ли не эшелонами. Вместо снарядов.

А ведь проблема вымирания профессуры — это лишь то, что бросается в глаза. Проблем масса. Например, беда с учебниками. Проверяющие органы требуют, чтобы в списки рекомендованной литературы входили учебники со сроком издания не старше 5 лет. А учебнику Дементьева «Ядерные энергетические реакторы» пошел третий десяток. Или вот с некоторых пор из учебных стандартов в принципе исчез предмет «Численные методы», и в результате мы имеем в лице выпускников технических вузов такой феномен, как «непрограммирующий пользователь». При практически круглосуточной доступности компьютера из вузов выходят люди, не написавшие ни одной вычислительной программы. Вычислительному программированию в современных вузах учат в большинстве случаев факультативно.

Если судить по самому большому счету, то наблюдаемое «духовное возрождение» есть признак общей деградации общества. Наблюдаемое «духовное возрождение» есть признак того, что по многим показателям страна отброшена на десятки лет назад, по некоторым — на столетие, в дооктябрьскую эпоху, и что нас упорно загоняют в эпоху допетровскую. Если мы видим «духовное возрождение» не в отдельных ведомствах, а по всей стране, то в предсмертном состоянии находится целая страна, целый народ.

* * *

Состояние нашего общества в целом опять же хорошо просматривается на примерах наших профильных вузов. «Непрограммирующий пользователь» — это беда сравнительно небольшая. Самая большая беда в том, что многие выпускники «атомных» вузов в принципе не собираются работать по специальности. Массовым явлением среди студентов стало стремление получить «второе высшее» — экономическое. И это обидно мне не просто как преподавателю-технарю. Это обидно мне как гражданину. Потому что когда мои студенты бегают на «второе высшее» — это диагноз нашего общества. Студент — существо ушлое и практическое, и хорошо понимает, что менагером[1] быть лучше, чем инженером.

Самая большая беда в том, что Россия превратилась в страну менагеров, промоутеров и мерчендайзеров, в страну рантье и офисного планктона. При этом уровень промышленного и сельскохозяйственного производства 1990 года для нынешней России — недостижимая мечта. От мысли удвоить ВВП — т.е. догнать Португалию — мы явочным порядком отказались.

По объемам и структуре производства и внешней торговли, по структуре занятости населения Россия превратилась в то, что раньше называлось «странами третьего мира».

Позволю себе привести пространную цитату из сравнительно недавно увидевшей свет работы российского историка и философа Юрия Семенова[2]:


«С 1999 г. началось увеличение ВВП, но в основном оно достигалось за счет повышения цен на нефть. Наметился рост и промышленного производства, но происходило это в основном за счет ввода в действие заброшенных ранее и простаивавших мощностей. Если и создавались новые предприятия, то главным образом в сфере производства предметов потребления. Машиностроение так и не вышло из состояния разрухи…

Не восстановлено науко- и техноемкое производство. Даже производство стали в целом не достигло уровня конца 1980-х годов. Еще хуже обстоит дело с высшими сортами стали, без которых невозможно машиностроение. Например, производство сортовой холоднотянутой стали за годы “реформ” сократилось в 8,4 раза…

Производство металлорежущих станков упало в 15 раз и никаких сдвигов в этой области не наблюдается. Если в 1990 г. в РСФСР было выпущено 16,7 тыс. станков с числовым программным управлением (ЧПУ), то … в 2001 г. было изготовлено 257 таких станков, а затем произошел новый спад. В дореформенные годы производилось в год 25-27 тыс. экскаваторов, в 1999 г. — 2,6 тыс., в 2006 г. — 3,99 тыс…

… Техническая отсталость России побуждает, в частности, к закупкам вооружения за рубежом[3].

По данным директора НИИ статистики Росстата Василия Михайловича Симчеры, за годы “реформ” производительность труда в стране снизилась наполовину. Экономика России развивалась и продолжает развиваться с убывающей эффективностью[4].

Короче говоря, в результате начавшихся в 1990-е гг. “демократических реформ” Россия оказалась в безвыходном тупике. В последние годы эта трагическая ситуация начала осознаваться и высшими руководителями РФ. Как вынужден был признать в 2009 г. премьер-министр В.В. Путин, инновационный уровень России крайне невелик. Удельный вес высокотехнологичной продукции составляет чуть более 5% в общем объеме[5]. И наконец, в том же году третий президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев заявил: “России нужно движение вперед, а этого движения пока нет. Топчемся на месте. Кризис четко продемонстрировал, что нынешний путь развития тупиковый”[6]. Тогда же им был торжественно провозглашен курс на модернизацию страны, на построение “инновационной экономики”. С тех пор слова “модернизация”, “инновации”, “инновационные технологии”, “инновационное развитие” уже больше года не сходят с уст наших чиновников и со страниц газет и журналов.

Но, как говорится, воз и ныне там. … К весьма печальным выводам пришли участники исследования “Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России”. “На протяжении десяти лет, — сказал на презентации один из авторов проекта … Сергей Борисов, — российская инновационная система не только не развивалась, но фактически деградировала”[7].

Вопрос — может ли развиваться наука и образование, если деградирует производство? Может ли развиваться гуманитарная культура?

Но самое главное — как все это воспринимается людьми? А люди нравственно дичают. Люди находят утешение в алкогольном и наркотическом дурмане. Люди ударяются в мистику, начинают верить в пришельцев из космоса, люди ходят к колдунам и астрологам. И естественно, люди обращаются к традиционным верованиям — к христианству в первую очередь, ибо христианство изначально возникло как религия угнетенных как способ утешиться, когда нет выхода.

Простите, но это азы социологии — рост религиозных настроений наблюдается там и тогда, где массы людей не видят ничего хорошего ни в ближайшем будущем, ни для своих детей и внуков.

И наш митрополит очень удачно попал пальцем в небо, сказав, что рост религиозных настроений наблюдается и за рубежом, поэтому нам негоже отставать. Да ведь и за рубежом рост религиозных настроений происходит тоже в результате непрекращающегося экономического кризиса, в результате упадка культуры и нравственного одичания! За рубежом — массовые увольнения и забастовки, за рубежом не пляски на амвоне — за рубежом побоища между безработной молодежью и полицией. Это — в странах «первого» мира. А в Индии, например, треть страны охвачена полномасштабной гражданской войной — войной за лесные угодья, за землю, за пресную воду[8]. Войной, о которой российские СМИ предпочитают не писать. Мир стоит на грани эпохи войн и революций. А когда общество стоит на грани великих преобразований, люди ведут себя по-разному. Кто-то — через ошибки и потери — ищет и находит способы адекватного поведения, находя духовную опору в примерах освободительных войн и революций, в образах Ленина и Че Гевары, в примерах подлинной модернизации — такой, какой была модернизация России после революции 1917 года. Другие — однова живем! — уничтожают в себе все человеческое, превращают себя в животных и находят себе духовную опору в передачах типа «Ты не поверишь» и «Дом-2».

Как выразился англиканский священник Чарльз Кингсли «Мы используем Библию так, будто она всего лишь инструкция полицейскому или доза опиума вьючному животному, чтобы оно донесло слишком тяжелую для него поклажу».

Чтобы в России, погружающейся в историческое небытие, поддерживать по крайней мере видимость порядка, опиум народу скармливают лошадиными дозами.

* * *

Что касается гуманитарной культуры и полной несостоятельности РПЦ в культурном строительстве — это тема отдельного разговора. Тем более тема отдельного разговора — несостоятельность претензий РПЦ на роль воспитателя нравов.

Для меня нравственность начинается с абсолютной ценности труда. И когда я слышу, как кто-нибудь начинает впаривать насчет морали и нравственности, мне хочется спросить: а ты кем работаешь? Какая у тебя специальность? Что ты конкретно делать умеешь? Неважно — кирпичи класть, «Умирающего лебедя» танцевать или брать интегралы. Так вот боюсь, что прав был Лев Николаевич Толстой (столетие со дня смерти которого никто не заметил и не отметил), считавший таких стражей нравственности прежде всего паразитами и бездельниками.

http://scepsis.net/tags/id_109.html
22 октября 2012 г.

Примечания


1. Авторский вариант (прим. «Скепсиса»).

2. Семенов Ю.И. Политарный («азиатский») способ производства: теория и история. В кн.: Ю.И. Семенов. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. М.: «ЛИБРОКОМ», 2011, с. 372-374.

3. См.: Новосельцев А. Российская армия переходит на иностранное вооружение // Версия. 2009. №30. С. 11; БаранецВ. Это прорыв // Комсомольская правда. 21.08.2009; «Электрический солдат» сразил наших генералов // Комсомольская правда. 25.08.2009; Сердюков А. Зачем иностранное «железо»? // Аргументы и факты. 2010. № 48; и др.

4. См.: Василий Симчера: «Давайте разберемся.» На вопросы «Завтра» отвечает директор НИИ статистики Госкомстата // Завтра. 2009. Май. № 12. С. 4

5. См.: Кузнецова В. Хищники за госсчет. Владимир Путин не поддержал идею создания госконцерна по инновациям // Время новостей. 28.05.2009.

6. Цит.: Костиков В. А если обувать только одну ногу?... // Аргументы и факты. 2009 № 34.С. 6.

7. Цит.: Ситнина В. Догнать и перегнать. Цит. по: Шпаков Ю. Восточный комитет подвел итоги. России так и не удалось сделать акцент на индустриализации // Время новостей. 14.10.2010.

8. По этой теме см. нашу подборку (прим. «Скепсиса»).
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#35 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 07 Февраль 2017 - 03:25

Беседы с батюшкой. Критика Православной Церкви

14 апреля 2015 г.
http://tv-soyuz.ru/p...slavnoy-tserkvi

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы.



- Тема нашей передачи необычна для Пасхальных дней: «Критика Православной Церкви».

- Разумная тема. Христос приходит в этот мир и встречает не только Своих сторонников, но и недоброжелателей. Читая книгу Деяний святых апостолов, мы видим там людей, которые участвовали в казни Спасителя. Во второй и третьей главе Деяний показаны первые шаги христианской проповеди.

- Есть много пунктов, по которым критикуют Православную Церковь, и хочется внести определенную ясность в эти моменты. Например, часто говорят, что Церковь – слишком земная организация. Она чересчур усердно вникает в дела государства, много времени и сил посвящает земным заботам, хотя должна быть - более небесной. Есть такой символ: крест имеет вертикаль и горизонталь. Вертикаль длиннее, поэтому стремление к Небу должно преобладать.

- Кому может показаться, что вертикаль не преобладает? Вы говорите: «слишком много». А кто измерил? Кто решил, что слишком много? Когда люди так говорят, нужно им отвечать: если вы считаете, что нарушен баланс – обоснуйте, докажите этот факт. Что мы видим изнутри? Церковь – Тело Христово. Это таинственное Тело, не механизм, а Организм. В чем разница между механизмом и организмом? В организме все составные части взаимозависимы. В механизме этого нет. Я еду на велосипеде, могу снять багажник, и продолжать ехать, велосипед от этого хуже не поедет, или одно колесо заменить на другое. В организме не так. Если отрежешь палец, то всему телу будет очень больно. Так и Церковь – это Организм, который включает в себя Самого Бога, Богочеловека Иисуса Христа. Также Церковь включает в себя Силы Ангельские, тех людей, которые прожили на этой земле, умерли, но, тем не менее, остаются в Церкви. Это и святые люди, к которым мы обращаемся в молитве, поддерживаем с ними контакт, и не святые, верующие во Христа после смерти тоже остаются в Церкви. Иными словами, глубина многообразия всего церковного Организма необъятна, неохватна.

Когда люди критикуют нашу Церковь (может быть, есть и обоснованная критика, никто не спорит), но, как правило, это критика невежд. Это не значит, что мы должны смотреть на них свысока, говорить, какие они глупые. Нам самим нужно понять, обоснованная это критика или нет, разумная или невежественная. Даже если она недоброжелательная, она может быть разумной. Я имею опыт в этих вопросах, поскольку возглавляю информационный отдел епархии, веду передачи на телевидении и радиопередачи в Иваново; через меня проходит огромный объем корреспонденции в Интернете через службу вопросов и ответов. Сейчас открыли новый сервис в сети «Елицы.ru» - служба вопросов батюшке. Много интересных вопросов задают. Как правило, критические замечания в адрес Церкви, если они серьезные, нацелены на прошлое. Говорят: «Почему у вас в Церкви такие вещи происходят?» Выясняется, что сейчас они уже не происходят: они происходили когда-то в прошлом.

- Бывали такие случаи, когда люди освящали машину, а освящение машины стоило им полцены этой машины.

- Сколько бы оно ни стоило, это не может стоить ничего. Если оно что-то стоит, то священнику, который совершает этот чин, должно быть очень больно, почти физически. Но, с другой стороны, люди начинают возмущаться по этому поводу, потом выясняется, что никто никаких цен не назначал. Человек, владелец хорошего автомобиля, желает принести пожертвование Церкви, вручает сумму денег казначею или священнику лично, а потом кто-то узнает об этом, или он сам об этом сказал (не стоит говорить о суммах своих пожертвований), и идет разговор о том, что такую огромную цену назначили. Такая ситуация часто происходит.

- Есть случаи, когда священник сам назначает высокую цену?

- Не должен назначать ни высокой, ни низкой. Есть принципиальная разница между ценой и пожертвованием. Цена – это результат согласия между продавцом и покупателем. Продавец и покупатель соглашаются на некоторой сумме, и она переходит из рук в руки. Пожертвование не предусматривает никакого согласия, ни запроса, ни ответа. Обычно жертвователь настаивает: «Ну, скажите, сколько я вам должен пожертвовать за освящение автомобиля?» «Нисколько не должны». «А все-таки, скажите, чтобы я мог ориентироваться». Лично я всегда уклоняюсь от ответа и никогда не назначаю никакой, даже приблизительной суммы. Но церковные работницы, церковнослужители могут сказать: «Обычно люди жертвуют такую-то сумму». На мой взгляд, это не лучший ответ, но, тем не менее, они такой ответ дают, чтобы удовлетворить любопытство человека. Могут сказать при этом: «Вот на доске висят приблизительные цены на пожертвования, а вот стоит кружка, ящик. Сколько туда опустите – дело ваше». Так оно должно быть. Уклонения от этого стандарта, если они серьезные и приводят к назначению каких-то цен, как в магазине за булку хлеба, - это церковное преступление, симония. В нашей епархии архиерей за этим следит.

Одна прихожанка написала письмо в епархию, что в таком-то храме висит список цен, и никаких отклонений от этих цен нет. Архиерей прочитал это письмо на епархиальном собрании и весьма строго прокомментировал его, после чего прихожанка мне позвонила и сказала, что цены убрали. Я призываю всех действовать именно так.

- Часто можно услышать, что людей от Церкви отталкивает богатство священнослужителей. У меня есть знакомый, который говорит: «Я не хожу в храм, потому что однажды на улице спросил священников, как пройти туда-то, они высокомерно на меня посмотрели, (у них были какие-то дорогие часы), сели в свои машины и уехали». Этот случай его оттолкнул, и он не идет в храм.

- Перед судом ни один судья, ни адвокат, ни прокурор такое свидетельство бы не приняли, в силу его расплывчатости и неопределенности. Мало того, богатство и высокомерие, совершенно разные вещи. Есть люди очень состоятельные и при этом скромные и смиренные. Есть люди, что называется, «в кармане вошь на аркане», а у него гордыня до неба и он желает за счет своего хамства компенсировать материальный достаток. Таких людей мы тоже встречаем.

Хамство, невежливость, бестактность, глупость – это пороки всего мира. Свободны ли от них священнослужители? Наверное, нет, иначе все мы были бы ангелами, и вместо рясы у нас были бы крылья. Но крыльев у нас нет, каждый имеет свои недостатки и свои грехи. В том, что хамство, бестактность и невежество распространено в священнической среде, я не готов согласиться. То духовенство, которое я встречаю в нашей провинциальной или в Московской епархии, - все это люди вежливые, доброжелательные, культурные, интеллигентные. В отчетах церковного Суда, который публикуется в Интернете, встречаются случаи, когда священника подвергают строгим прещениям, вплоть до лишения сана, но это единицы на десяток тысяч духовенства Русской Церкви.

Богатство – это палочка о двух концах. У нас нигде нет в церковной жизни, в православном духовном наследии, осуждения богатства как такового. Почитайте Евангелие. Начиная с Иосифа Аримафейского, Никодима и других обеспеченных первых христиан: их не осуждают за богатство. Даже Закхей-мытарь, сборщик податей, который по существу считался грабителем своего народа, откупщик в пользу Рима, и тот дает обещание, что возместит ущерб вчетверо, поделится своим богатством с бедными, но нигде не говорит, что бросит свою работу. Принося Спасителю такие обещания, он при этом не заявляет, что уйдет из этой деятельности по сбору податей. Спаситель говорит ему: «Днесь спасение дому сему».

Само по себе богатство никогда, ни при каком раскладе не осуждается, потому что осуждение богатства – это проявление зависти. Еще вопрос, как распорядится человек своим богатством. Если распоряжается плохо, как богатый в притче о богаче и Лазаре, который был безжалостен и пренебрегал нуждами близких, – это его большая проблема. Из наших собратьев священников я не знаю таких, которые вели бы себя, как богатый из притчи о богаче и Лазаре.

- Идеал для православного христианина – это святость. Нет ни одного святого, который был бы состоятельным, богатым.

- А император Николай Александрович, причисленный к лику святых? Он был самым богатым человеком России.

- То есть святость и богатство – это две вещи совместимые?

- Они независимы друг от друга. Человек может быть очень состоятельным и при этом благочестивым и скромным. Категорически отвергается такой взгляд, внушенный большевистскими, революционными силами в нашей стране начала двадцатого века, что с богатыми надо расправляться, потому что они мерзавцы. Это была форма разрушения национального единства. В XX веке мы наблюдаем две такие формы: одна – разрушение национального единства по социальным швам, а другая – по этническим. Одна из них – большевизм, другая – нацизм. Когда псевдооппозиционеры говорят про государство жуликов и воров, отсюда идут две ниточки. Одна – государство богатеев и попов (это привет от товарищей Сталина и Ленина), другая – государство чурок и жидов (это привет от товарища Гитлера). Такой механизм разрушения.

- Вопрос телезрителя: «Я очень люблю телеканал «Союз», смотрю только его, хотя сам католик. Среди прекрасных передач, что идут в эфире, есть лекции профессора Осипова, смотря которые сталкиваюсь с сильной агрессией и оскорблением других конфессий христианства. От этого становится даже плохо. Задавал вопрос в соцсетях, сказали: канал для православных, не нравится - не смотри. Разве это по-христиански? Как же к этому относиться?»

- Не надо задавать вопросы в соцсетях. Есть соцсеть «Елицы», о которой я только что говорил, пусть туда обращается, там будет совсем другой разговор. Если говорить по существу, есть в Русской Православной Церкви Соборный документ, принятый юбилейным Архиерейским Собором 2000-го года, который называется «Основы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

Под инославием понимаются неправославные христианские конфессии и другие вероисповедания. Туда попадают и мусульманские наши соседи, и буддисты, и представители других конфессий. Я настаиваю, чтобы каждый человек, который беспокоится о межконфессиональных спорах, конфликтах, тщательно изучил этот документ. Все отклонения со стороны православных от тех принципов, норм, которые изложены в нем, будут считаться грехом. Проявление враждебности, невежливости, неприязни к представителям других конфессий, если они отклоняются от упомянутого мной документа, - это грехи православных, их невежество, бестактность. Каждый человек, который этим интересуется, должен обнаружить некий принцип наших отличий от инославных конфессий. Эти отличия существуют: отличия вероисповедания, исторические, иногда социальные.

- Телезритель пишет, что сталкивается с агрессией и оскорблением других конфессий на телеканале «Союз».

- Агрессия и оскорбления – это действия, которые не присущи православным верующим, исходя из их вероисповедания. Они присущи православным верующим исходя из их греховности, ошибок, заблуждений, несовершенств и т.д.

Нас спросят: «Вы, православные, исповедуете, что Дух Святой исходит от Отца и Сына?» Мы скажем: «Нет, мы исповедуем, что Святой Дух исходит от Отца». «Ах, так, ну значит, вы агрессивны по отношению к римо-католикам». Мы скажем: «Да нет, мы не агрессивны по отношению к римо-католикам, но мы пытаемся исправить их заблуждения». «А, вы говорите о нашем заблуждении. Значит, вы такие-сякие». Это уже демагогия. Спор, противоборство даже двух идей, - это дело необходимое и присущее всякому интеллектуальному процессу, но оскорбление не должно иметь место в таком споре.

- Такая агрессия возникает от того, что люди не видят перед собой живых представителей той или иной конфессии, а немножко теоретизируют этот спор. Например, слышал от православных людей, что у буддистов неправильный взгляд на мир, такая восточная философия, которая представляет людей не живыми, а будто они какие-то тени, игра реальности, видя в этом наше принципиальное отличие. Но у меня есть друзья буддисты. От них я слышал противоположную идею, что нельзя к людям относиться, как к вещам, невнимательно, равнодушно. Два мнения людей, которые не знают друг друга.

- Замечание очень ценное. Начать стоит с того, что буддизм сам по себе в его исторической реальности, которой примерно столько же лет, сколько и христианству, имеет огромное распространение по всему южноазиатскому континенту, в наше время даже и шире. Он очень многообразен. Может, где-то в каких-то формах проявлялись особенности верующих буддистов, которые вызвали такой критический взгляд. Я, со своей стороны, скорей готов согласиться со вторым вашим утверждением.

У меня мало опыта миссионерского или социального контакта с буддистами, но могу сослаться на такой авторитетный источник, как книги иеромонаха Серафима Роуза, в которых он разбирает буддизм и пишет удивительную вещь: некоторые формы буддизма – это вершина добродетелей и приближения к истине, которую только способен достичь человек без Христа. Не будет никакого оскорбления буддистов, если мы скажем, что они живут без Христа. Это люди иной культуры, и для них евангельский опыт, та часть духовного наследия, которая содержится в Евангелиях или в книгах Ветхого Завета, совершенно чужда. Но заметьте, как сказано: вершина того, что человек способен достичь. Это, с одной стороны, - комплимент, очень уважительно сказано. С другой стороны, обратите внимание, если это вершина и человек на ней находится, то ему некуда идти: он уже на вершине.

Можно сказать, что и христианин имеет некую вершину, которую он способен достичь. Но нет, у христиан вершина - это Христос, и эту Вершину мы никогда фактически в этой жизни не достигнем, поэтому для христианина всегда есть направление подъема. И если существуют некие вершины, некоторая стационарная точка, говоря языком математики, то дело это немножко даже опасное, потому что дальше-то куда? Этот вопрос демонстрирует трудность проповеди христианства к людям, которые достигшим вершины.

- Мне кажется, мы судим немножко узко, потому что есть разные формы буддизма и есть такие точки, которые совпадают, просто называются разными словами.

- Безусловно, в земной социальной жизни, нравственной практике, даже нравственном богословии, мы увидим очень большое совпадение. Святейший Патриарх Кирилл говорил многократно не только применительно к буддистам, но и ко всем общежитиям и цивилизациям, что основные нравственные принципы остаются почти единообразными даже независимо от конфессиональных рамок. И это правильно, так и должно быть, потому что Господь открывает Себя людям всех народов в той или иной форме. Это мы видим проявление той частичной истины, которая присуща всем народам.

А дальше есть истина полная, которая ведет нас вверх и не дает вершины, не позволяет нам остановиться ни на какой высоте. В этом есть принцип взаимоотношения с другими конфессиями. Мы признаем частичную истину за каждой конфессией, за каждой личностью. Мы уважаем личность, уважаем то добро, которое в них есть. Принимаем их в качестве примера следования тому добру, которым они обладают, но не отказываемся от того факта, Господь Иисус Христос открывает в Своей Святой Церкви некие пути к Истине, которые не присущи ни одной другой религии.

- Может быть, мы просто плохо знаем другие религии, поэтому нам так кажется?

- Не могу с вами согласиться, потому что наука религиоведение или даже современная этнография дает очень хороший взгляд, обзор других религиозных практик. Профессор Зубов Андрей Борисович имеет замечательные лекции, книги о религиоведении. Он очень благожелательно относится к другим конфессиям, но никому не придет в голову сказать, что христианство и не христианство – это, в известном смысле, одно и то же. Христианская вера содержит некие принципы, начала. Начало одно – это Богочеловек, Который становится Богом, принимает смерть за человека. Такого мы не встретим нигде.

- В буддизме есть такое понятие, как «бодхичитта» - это жизнь ради других существ.

- Мы можем жить ради других существ, и, бывает, люди приносят себя в жертву ради других существ. Но единый Бог, Творец этого мира, Который становится одним из нас, принимает человеческую природу. Он не только пожертвовал Собой, дал подарок какой-то, но Воплотился. Слово «воплощение» стало теперь ходовым: воплощение власти, воплощение искусства и т.д., но стоит подумать о смысле этого слова.

На Пасхальной Литургии мы читаем первое зачало – начало Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотью». Логос – Слово – стал плотью. Этот акт, таинственный и фундаментальный, и есть основа христианства. Одного батюшку спрашивали: «В чем особенность христианства по сравнению с другими конфессиями?» Он ответил: «Во Христе, естественно». Если это христианство, то особенность – это Христос. А кто такой Христос? Церковная мысль работала над этим в течение шести веков (II-VII вв.). Шестьсот лет понадобилось Церкви для того, чтобы в правильных словах, богословских выражениях, можно было хоть что-то сказать о том, Кто же такой Христос.

- Часто Православную Церковь критикуют за замкнутость на самой себе. Православные молятся о православных. В утреннем правиле есть такие слова: «Победы православным христианам на сопротивныя даруя». Замкнутый круг получается.

- Тут надо проявить внимание и доскональность. В отличие от тех вопросов, которые мы перед этим обсудили, здесь вопрос больше технический. При совершении Божественной Литургии после преложения Святых Даров священник возносит молитву: «Паки молим Тя, Господи, о Вселенной, о Святой Соборной Апостольской Церкви, о стране, народе, властях» и т.д. Сначала Церковь молится о всей Вселенной – обратите внимание на это. Молитва о Вселенной лежит в основе Евхаристической молитвы. Разумеется, мы молимся обо всех, но в каждый момент по-своему. Есть моменты богослужебные, когда мы поминаем людей православной веры, есть моменты, когда мы поминаем всю страну, наш мир и т.д. Поэтому эти обвинения, суждения о том, что православным христианам нет дела до всего мира, просто не обоснованны. Такое суждение взялось из-за недостатка знаний.

Что касается молитвы «победы православным христианам на сопротивныя даруя» - я немножко с юмором это принимаю, потому что это выражение новое, неустоявшееся, мало того, может быть, оно будет заменено. Это тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». А дальше, если посмотреть в греческом варианте, то там сказано: «Победы благоверным царям на сопротивныя даруя». Кто воюет «с сопротивными»? Мы с вами с «сопротивными» не воюем. Благоверный царь – император – он верховный главнокомандующий, поэтому победы даются императору – главе Восточной Римской империи.

В практике дореволюционной Русской Православной Церкви на это место в молитве вставлялось имя царствующего императора: «Победы благочестивейшему императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя». В 1917 году, как вы прекрасно знаете, произошла трагедия в русской жизни. Эта трагедия была очень многогранной и Церковь, которая тогда не была отделена от государства, вдруг оказалась в подчинении у Временного правительства. Это печальный факт, но неизбежный. Не потому, что церковники были такими глупыми, или жадными, или они царя не любили – это был естественный и необходимый канонический результат свержения монархии, при котором Церковь оказалась в подчинении у Временного правительства. В этой связи все упоминания о царствующем Доме, монархах, были весьма поспешно из богослужебных книг устранены.

Это устранение мы сегодня видим в тропаре Кресту, причем есть разные вариации и формы. Возьмите кондак «Вознесыйся на Крест волею тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже наш». В оригинале: «возвесели силою Твоя благоверные цари». Сегодня мы видим разные версии, буквально в разных молитвословах: «возвесели нас силою Твоею», «возвесели православных христиан силою Твоею», «возвесели верных людей Твоих силою Твоею». Получается полная разноголосица.

Святитель Иоанн Шанхайский в этой связи писал, что аргументация: «Если царя нет, то не стоит его упоминать в молитвах», не выдерживает критики. Мы молимся о мире всего мира – мира во всем мире тоже нет, и не особо предвидится. Тем не менее, мы молимся об этом и о благосостоянии святых Божиих Церквей. По мнению святого и авторитетного иерарха, следовало бы вернуть обращения к Господу о благоверных царях. В советское время это было невозможно, можно было сразу загреметь на Колыму. В наше время – это дело решения священноначалия, так что православным христианам не предлагается воевать со всеми остальными и их поражать. Если мы вспомним, как это происходило традиционно, то становится все понятно.

- Вопрос о свободе и самостоятельности принятия решений. Мне приходилось слышать такое высказывание: есть у меня знакомый, который был нормальным человеком, мужиком, а стал ходить в храм - теперь по каждому вопросу бегает советоваться к батюшке, потерял стержень и самостоятельность в принятии решений. Как вы это прокомментируете?

- Тут опять может быть палочка о двух концах. Мы с вами обсуждаем разные ситуации, на которые смотрим со стороны и пытаемся делать выводы. Есть разные люди. Почему бы не обратиться к батюшке за советом? Мы только что говорили с вами о монархах. Любой разумный монарх не принимает никаких мало-мальски важных решений без совета со своим окружением, будь то парламент, или боярская дума. Самодержец, самовластный человек, у которого в руках ответственность за события и действия очень большой важности, всегда будет советоваться с кем-то, и никому не придет в голову сказать, что это плохо.

Человек в своей личной жизни тоже может посоветоваться с кем-то – почему бы и нет – это совсем не плохо. Если наблюдателю со стороны это не нравится, если он человек неверующий, может быть антихристиански настроен, он будет изливать свою желчь по этому поводу. А объективно говоря, в этой картинке мы не видим ничего зловредного. В то же время, к огромному сожалению, существует большое количество людей, для которых Православие – это рабство, когда человек становится рабом, теряет свою свободу, ответственность, превращается в придаток чьей-то воли – дай Бог, если это воля добрая. Об этом говорили покойный Патриарх Алексей II, и нынешний Патриарх Кирилл.
Любой авторитетный священник должен напоминать пастве слова апостола Павла: «Стоять в свободе». Свобода выбора, действия, различения, рассуждения, какое действие предпринять, - присуща православному образу мыслей изначально. Один греческий проповедник, Ефрем Ватопедский, рассказывал такую историю: к нему обратился некий мужчина с жалобой на свою жену, что она никакого дела не предпринимает не просто без совета, но без благословения духовника. Отец Ефрем тому мужчине сказал: передайте вашей жене, пусть выходит замуж за своего духовника. Вот такой саркастический ответ. Такие перегибы происходят реально.

- Вопрос с форума: «Я стала замечать, что с тех пор, как приближалась к Богу, на моем пути возникало больше трудностей. Друзья, коллеги, молодой человек отстранились от меня, как будто назло пытаются вывести из душевного равновесия и покаяния, долготерпения и благочестия, оклеветав, солгав, возвысившись надо мной горделиво, но я уже не тот человек, чтобы отвечать криком на их крик, сквернословием на их ложь, ответной гордыней на их гордыню. Я все терплю, но терпеть становится все сложнее. Меня уже заклевали на работе, переношу это смиренно, пока есть силы. Как поступить?»

- Мы прочитали несколько своеобразных строк, и теперь автор этого письма будет ожидать, что мы укажем ей, как поступить? Не смешно ли это? Было бы смешно, если б не было так грустно. Приходится, когда приходят такие письма, пытаться за строками письма что-то обнаружить. По стилю письма я рискну предположить, что автор, по крайней мере наполовину, виновата сама в тех неприятностях, которые на нее посыпались, а может быть, и больше, потому что она себя называет новоначальной. Я не буду объяснять подробности своих умозаключений, просто интуитивно могу сказать, что этот человек неблагополучный. Она свое обращение в христианство повернула таким образом, что всем стала поперек горла. К сожалению, такое встречается. К примеру, один из членов семьи, супругов, приходит в Церковь и превращает жизнь второго супруга в ад, вместо того, чтобы превратить его в Рай. А потом жалуется на неприятности.

Однако, поскольку я делаю только предположение, можно сделать и другое умозаключение, тоже не безосновательное: приходя в Церковь, человек начинает объективно испытывать трудности; независимо от его воли, желания и собственных ошибок на него может навалиться некое бремя проблем, скорбей, испытаний, болезней, вражды. Такое тоже случается. Мы знаем, что наша брань, война не против плоти и крови, но против бесовской силы, дьявола. Совершенно естественно ожидать такой результат для человека, который вступил в противоборство с нечистыми силами, активизировал свою борьбу, потому что раньше он с ними не боролся, не ощущал, что есть какой-то конфликт между добром и злом. Теперь он отрекся сатаны, сочетался Христу и стал воином Христовым. Можно ожидать, что придется трудно в этой борьбе. Мы видим оба феномена: с одной стороны, человеческое неразумие, ошибки, грехи при нормальном отношении окружающих, с другой – сатанинская злоба, которая при нормальном поведении новообращенного в христианство человека приводит его в очень тяжелое состояние. И то и другое происходит.

- Иногда возникает вопрос: зачем Церкви целенаправленно привлекать новых людей, особенно молодых? Я порой слышу такие выражения, которые меня настораживают, например, «инъекция Православия», или «конвоировать человека в храм». Как будто человек не знает, что ему это нужно, но ему сделали нужную инъекцию. В этом есть какая-то нарочитость.

- Мы сегодня говорили о том, что не нужно иные конфессии унижать и оскорблять. Из вашего замечания невозможно не вспомнить практику римо-католицизма разных эпох, в частности Крестовый поход против альбигойцев начала XIV века. Альбигойцы – это жившие на юге Франции еретики, антикатолически настроенные, которые имели свои религиозные воззрения. Папа Римский в очередной раз призвал к Крестовому походу против них. Во время осады одного из городов, когда этот город должен был быть взят, военный командир обратился к папскому легату с вопросом: «В городе много еретиков, но там много и католиков. Как отличать одних от других?» На это легат, подумав, ответил: «Бейте всех подряд. Господь разберет». Вот вам практика иной конфессии. Для Православия это совершенно дико и невозможно. В истории Православия могли случаться единичные эпизоды насильственного обращения, но это не характерно для нашей веры. Православные авторитеты всегда выступали против этого и строго предупреждали о ненасилии.

Крещение Руси в X-XII веках проходило в основном без крови, без насилия. Как об этом узнать, как убедиться в том, что Крещение Руси было ненасильственным? По количеству мучеников. Когда происходит насильственное обращение кого-то в христианство, волей-неволей появляются те христиане, которые были убиты противоположной силой в военных столкновениях. Русская Церковь тех времен если знает таковых, то в северо-восточной части тогдашней Руси, при конфликтах с угро-финскими племенами, а на основной территории современной центральной и южной России никакого мученичества не было. А раз не было мученичества, значит, не было сопротивления.

Первоначальный вопрос: почему Церковь должна привлекать людей? Потому что Господь заповедовал именно это: «Идите, крестите людей во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». «Идите и везде распространяйте христианство», - это Его личный призыв. И мы обязаны это делать. Если мы православные верующие, то мы, исходя из универсальности христианской веры (Господь приходит в этот мир для всех, для каждого человека), должны в этом направлении проявлять усилия. Но какие усилия – насильственные или не насильственные? Проповеди словом, несение просвещения, или же много других вариантов? Никаких других вариантов быть не может, кроме проповеди, миссии и собственного примера.

Существует документ, который я рекомендую всем изучить: «Основы миссионерской концепции Русской Православной Церкви», он принят в 2008 году Священным Синодом. Там четко проведена линия о том, что никакого насилия (имеются в виду не только насильственные действия, но и любой обман, коммерциализация этого дела) быть не должно.

В 90-е годы к нам приезжали представители других конфессий, в основном протестантских тех или иных толков. Они раздавали какие-то предметы, чтобы подманить к себе последователей, но им это плохо удавалось. В XVIII веке, который был тоже очень тяжелым для Русской Церкви, некоторые российские миссионеры, обращаясь к жителям Алтая, Южного Урала, Сибири, привлекали их в Церковь тем, что дарили серебряный рубль каждому приходящему и принимающему крещение. Казалось бы, почему не подарить человеку серебряный рубль? Но, в те времена это была немалая сумма, особенно для малокультурных племен, поэтому кто-то приходил и по два раза крестился, чтобы получить дополнительный рубль. Тем самым было доказано, что это дело бесплодное: никакого специального материального стимула, связанного с миссионерской работой, не следует вносить.



Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Людмила Кедысь


____________________________________
Без комментариев :/
Скажу только, что на моем личном опыте общения с представителями РПЦ и их деятельностью, многие его высказывания не соответсвуют действительности. Он все время говорит о том как должно быть, но забывает признать то, как оно на самом деле есть, или по крайней мере бывает.
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#36 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 07 Февраль 2017 - 04:49

А если кратко и по существу:

 

Сергей Соловьёв

Почему церковь не любят?

В июле 2011 года ко мне обратился корреспондент православного либерального журнала «Нескучный сад» с просьбой принять участие в опросе:

«Тема ближайшего номера — взаимоотношения Церкви и общества. Чтобы понять, как изменилось отношение общества к Русской Православной Церкви и почему, мы проводим опрос известных людей. Были бы рады, если бы Вы согласились принять участие в опросе. Ответить нужно всего на два вопроса:

1. Что изменилось в отношении общества к Церкви за последние годы? Еще 15-20 лет к Церкви относились в целом хорошо. Сегодня появилась агрессия, упрёки, обвинения, неприязнь. В чём, на Ваш взгляд, причины? В обществе, в Церкви?
2. Как Вы относитесь к Церкви сегодня?»

 

Я ответил на указанные вопросы, и мои ответы были выложены на сайте «Нескучного сада» — вместе с репликами И. Хакамады, политолога Б.Ю. Кагарлицкого, писателя З. Прилепина, журналиста А. Щипкова и телеведущей Ф. Толстой.

Скриншот страницы из кэша Google.

Однако через некоторое время мой комментарий — наиболее жёсткий из всех — исчез со страницы журнала.

Скриншот страницы http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=1523&print=1.

Таким образом, в очередной раз мы получили наглядное подтверждение: сторонники РПЦ не хотят слышать резкую критику, не готовы вступать в спор по существу, а попросту говоря — трусят.

«Скепсис» уже не раз сталкивался с этим: во время судебного процесса, инспирированного Валаамским монастырём; в ситуации с помещениями, отобранными РПЦ у детской поликлиники на Ленинградском шоссе; наконец, в истории с претензиями монастыря на территорию реабилитационного центра для детей-инвалидов «Детство» в Ленинском районе Подмосковья. Во всех указанных случаях, как и во множестве других, представители РПЦ и сторонники церкви либо бессовестно врали, либо делали вид, что неудобных для них фактов не существует вовсе.

Так что своими действиями редакция «Нескучного сада» сама ответила на вопрос о причинах неприязненного отношения к церкви.

30 ноября 2011 г.

http://scepsis.net/l...ry/id_3099.html

Комментарий главного редактора журнала «Скепсис», удаленный с сайта журнала «Нескучный сад»

 

В начале 90-х церковь получила огромный кредит доверия от общества, но как она им воспользовалась? РПЦ стала новым идеологическим аппаратом российского государства (вместо КПСС), продолжив тем самым дореволюционную традицию, уже один раз приведшую церковь к полной дискредитации в начале XX века. Иерархи РПЦ поддержали правительство в чеченских войнах, в гражданской войне в Москве в 1993 году (формально РПЦ заняла нейтральную позицию, но на деле — поддержала Ельцина), внесли свой вклад в распространение в обществе ксенофобии. Взамен церковь получает плату — недвижимость (чаще всего — музейную) и разного рода льготы. С приходом к власти нынешнего патриарха этот процесс резко ускорился.

И именно здесь кроется причина падения популярности церкви. Уже невозможно скрывать скандалы, связанные с захватами собственности: уничтожаются уникальные музеи, страдают памятники культуры и архитектуры (которые просто из-за ветхости нельзя, преступно использовать для богослужений!). Но страдают и обычные граждане. Вот только два последних примера из массы аналогичных, о которых писал наш журнал: попытка захвата части территории реабилитационного центра для детей-инвалидов «Детство», когда церковь ради 25 насельниц Крестовоздвиженского монастыря «наехала» на центр, в котором проходит лечение и реабилитацию около 6000 больных детей в год; а в помещениях, отобранных у поликлиники при Детской инфекционной больнице №12 в Москве, сейчас находится элитный косметический салон... На критику иерархи РПЦ просто не обращают внимания, более того, отец Всеволод Чаплин недавно даже «обосновал», почему церкви нужно сотрудничать с богатыми. Но в нашей стране между богатыми и бедными — пропасть. Если церковь определенно заняла сторону власть и деньги имущих, то она неминуемо лишится поддержки и авторитета в народе. Общество и даже часть духовенства постепенно осознают, что с заповедями Христа деятельность РПЦ соотносится так же, как деятельность средневековой инквизиции. РПЦ в новейшей истории России — враждебный культуре и прогрессу институт.

 

 


The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#37 Оффлайн   Angler

Angler

    Гуру

  • VIP
  • PipPipPipPip
  • 954 сообщений
  • На счете:-10186

Отправлено 07 Февраль 2017 - 10:09

Имхую:

 

Если речь о России, то место РПЦ (как централизованной религиозной организации) там же, где ютятся другие подобные институты - на задворках государства. Это по совести (читай "конституции"), но как бы иронично это не звучало, закон "О свободе совести и религиозных объединениях" очень толсто намекает на особенную роль РПЦ, при этом не упоминая её напрямую в тексте законодательства. 

 

Это и понятно, ведь РПЦ - неотъемлемая часть истории российского государства. Нельзя просто взять и поставить на ней КРЕСТ :DDD

 

Что касается духовной стороны вопроса, то тут уж кто как хочет так и... верит :ъ Хоть в трёх, хоть в одного, хоть вообще в ничто (привет буддистам) :)



#38 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 31 Октябрь 2017 - 12:36

Кубанская история ужасов
Колумнист Сабина Бабаева о новом сезоне ежегодной кубанской саги с Хэллоуином, губернатором, традиционными ценностями и запретами

Рассказывают, однажды в Хэллоуин к губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву постучали в дверь, он открыл — на пороге стояли дети и протягивали мешочек, ожидая конфет, но губернатор в ответ показал детям икону. Дети в испуге убежали, а губернатор отрапортовал на казачьем смотре о победе над хэллоуинками и валентинками. «Воспитание в духе патриотизма начинается с уроков истории — но это не значит, что мы читаем ее только в книжках, мы сами ее создаем».

В отличие от многих других страшных сказок, кубанский казачий хоррор каждый сезон все занимательнее. Что ни год, то новые идеи. Даже при прошлом исполнительном продюсере, который теперь учит индонезийский, было не так весело: Хэллоуин на Кубани просто пытались запретить «в какой бы то ни было форме». Пару лет спустя новый кубанский лидер открыл для себя разговорный жанр: «Не мой это праздник. Да и, уверен, не кубанцев. Каждый решает для себя, это право человека. Но на Руси такое не отмечали».

На Руси и швейцарских часов не носили, но это ладно. Как показывает 2017 год, уверенность губернатора Кондратьева в том, что Хэллоуин праздник не кубанцев, выглядит довольно странно, когда в Краснодаре, Сочи и других городах готовятся к этому празднику, наряжаются и планируют вечеринки. Один губернатор сидит в своем твиттере в окружении разгромленных хэллоуинок и валентинок.

Так и живем: люди сами по себе, власть сама по себе. Запреты не работают — власть начинает «не рекомендовать». Власть и церковь, теоретически отделенная от государства, но на деле — вместе с государством отделенная от людей.

«В современном виде Хэллоуин является откровенно сатанинским праздником, на что указывают сами адепты сатанинских сект», — признаются сотрудники Екатеринодарской и Кубанской епархии в своих тайных увлечениях. Но от таких выпадов всегда только веселее. Когда в СССР запрещали красивую одежду, ее доставали задорого у фарцовщиков. Редкий бар теперь откажется от проведения хеллоуин-вечеринки, замаскировав ее под «XXIII Пленум ЦК КПСС: бойтесь ходячих мертвецов».

Поэтому кубанская антология ужасов такая кубанская: это уже не черный юмор, а смех сквозь невидимые миру слезы. Когда в российских кинотеатрах с успехом идет «хоррор» по Гоголю, списанный с голливудских образцов, ведь это происходит в той же стране, где губернатор региона отчитывается о победе над западными атрибутами «сатанинского праздника». К которому не было бы столько внимания, если бы не губернатор с его речами. У нас любят разглагольствовать о духовном преимуществе над Западом и конкретно Америкой — российский чиновничий аппарат так запрограммирован. Тем временем в Америке думают, что Россия — это где-то в Литве, а самый недооцененный русский лидер — Вацлав Гавел.

Кто-то уже должен сказать губернатору, что его «Мы боремся за культуру, поем наши казачьи песни» в контексте речи о победе над хэллоуинками выглядит так, словно он предлагает березовый сок вместо шоколадки.

Может, кому-то и хотелось бы для разнообразия березового соку, но после такой рекламы, конечно, ужасно хочется шоколадки.

Тем более — ребенку, который пошел в школу и увидел казака. Какому ребенку в здравом уме захочется на следующий день снова идти в школу?

Запасаемся костюмами, масками и конфетами и с нетерпением ждем седьмого сезона нашей нескончаемой хоррор-истории с приглашенными звездами Екатеринодарской и Кубанской епархии. Хакеры, взломавшие ее базу данных, рассказывают, что хэллоуинки и валентинки ожили, оседлали дракона и разрушили стену, отделяющую нас от губернатора, и он теперь вовсю работает над настоящими проблемами Краснодарского края — атакой ходячих мертвецов в ночь 31 октября. Казачьи патрули будут патрулировать усиленно, и сам губернатор поедет следить за порядком среди кубанцев, пока его карета не превратится в тыкву.

31.10.2017 12:05
http://www.yugopolis...-uzhasov-107202

В соседнем Крыму тоже идет усиленная борьба с хэлоуинками :3

В Крыму призвали бойкотировать «шабаши» на Хэллоуин
Глава Крыма Сергей Аксенов призвал отказаться от празднования на полуострове Хэллоуина. «Этот антипраздник противоречит традиционным ценностям народов Крыма и России, отравляет духовную, культурную и нравственную атмосферу нашего полуострова», — сказал он, добавив, что официального запрета торжества нет.

30.10.2017 11:42
https://lenta.ru/new.../10/30/aksenov/
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#39 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Кендзи Танака

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 145 сообщений
  • На счете:22042

Отправлено 20 Ноябрь 2017 - 02:40

Патриарх рассказал о приближении конца света
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о признаках приближения конца света. По его словам, «это уже видно невооруженным глазом», и людям необходимо «затормозить наше сползание в бездну окончания истории», осознав свою ответственность за Россию и весь род человеческий.

20.11.2017 14:19
Spoiler


Ага...

...Я в оптический прицел
даже лица разглядел ©
The Knives of Dunwall
Spoiler




LobotomyCorp.
Spoiler

#40 Оффлайн   Noitom_wols

Noitom_wols

    Гуру-ру

  • Особый пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 2 130 сообщений
  • На счете:-4973

Отправлено 20 Ноябрь 2017 - 06:03

И какие же признаки у конца света? Чур вторичные не предлагать! :1:


Spoiler