Обзор Apple MacBook Pro with Retina Display 13" Early 2015: иллюзорные кнопки
Этот 13-дюймовый ноутбук принадлежит к третьему поколения MacBook Pro с экраном Retina. Первое было построено на платформе Intel Ivy Bridge и комплектовалось накопителями с шиной SATA. Второе поколение перешло на процессоры Haswell и принесло поддержку интерфейса PCIe для твердотельных накопителей. При этом модели середины 2014 года на Haswell отличаются от предшественников лишь повышенными частотами CPU в рамках того же теплового пакета 28 Вт. Процессоры с микроархитектурой Broadwell в разновидности Broadwell-U начали коммерческую жизнь лишь в феврале текущего года, поэтому и по-настоящему новый MacBook Pro мы лицезреем лишь сейчас. Кстати, его собрат с экраном 15 дюймов появится еще позже, вслед за четырехъядерными вариантами Broadwell, а может быть, даже и не Broadwell, а Skylake — Intel пока не раскрывает своих планов в этом направлении.
К очередному апгрейду процессорной платформы Apple приурочила другое существенное нововведение: в новых «Макбуках» появились SSD с интерфейсом PCIe x4. Наконец, произошло и небольшое изменение эргономики MacBook Pro, связанное с интригующей технологией Force Touch, которая дебютировала в 12-дюймовом ультрапортативном MacBook. Но начнем, как положено, с аппаратных спецификаций.
Технические характеристики, цены
В целом архитектура Broadwell представляет собой развитие архитектуры Haswell, но на техпроцессе 14 нм и с минимальными изменениями в ядре x86. В терминологии Intel Haswell относится к фазе «так», соответствующей появлению новой архитектуры, а Broadwell — это «тик», связанный с освоением нового технологического процесса.
Соответственно, значимого роста производительности на такт от Broadwell не требуется, хотя Intel говорит об увеличении IPC (Istructions per Cycle) на 5 % по сравнению с показателями Haswell. Основные преимущества проистекают из смены техпроцесса и сопутствующего снижения рабочих напряжений. MacBook Pro, благодаря смене платформы с Haswell на Broadwell, приобрел линейку из трех CPU — Core i5-5257U, Core i5-5287U и Core i7-5557U, базовая частота которых на 100 МГц выше, чем у аналогичных позиций в MacBook Pro 2014 года. Тепловой пакет все тот же – 28 Вт.
Процессоры обладают интегрированным GPU Intel восьмого поколения в максимальной на сегодня конфигурации — Iris 6100, включающей 48 исполнительных блоков (EU). Для сравнения: графическое ядро Iris 5100 в MacBook на Haswell содержит 40 EU. Кроме того, архитектура GPU в Broadwell была оптимизирована. Согласно заявлению Intel, производительность графики в Broadwell-U выросла на 22% по сравнению с этим же показателем Haswell-U.
Наряду с полностью аппаратным декодированием видео формата H.264 присутствует частично софтверное декодирование H.265 (HEVC): часть операций выполняется на шейдерных ALU. Впрочем, последняя функция вряд ли доступна в OS X.
По частотам GPU используемые в MacBook Pro процессоры почти не отличаются (1,05-1,1 ГГц). И кстати, поприветствуем долгожданную поддержку разрешения 3840x2160 с частотой 60 Гц посредством DisplayPort.
Наиболее заметных преимуществ от Broadwell стоит ожидать в сфере энергопотребления. Сам кристалл CPU более эффективно расходует энергию в рамках своего TDP. Кроме того, часть оптимизаций пришлась на встроенный южный мост. Процессоры Broadwell-U, условно говоря, представляют собой системы на чипе, поскольку южный мост PCH-LP распаян на одной подложке с CPU. PCH по-прежнему производится по техпроцессу 32 нм (небольшой вклад в совокупную мощностью SoC позволяет не гнаться за более прогрессивной нормой), но претерпел изменения, сократившие энергопотребление чипа в простое и под нагрузкой на 25 % и 20 % соответственно. За счет обновленного звукового DSP достигается снижение мощности при воспроизведении музыки и фильмов.
Неспроста Apple указывает время автономной работы 10 часов при веб-серфинге (на час больше, чем в прошлом поколении) и 12 часов – при просмотре видео в iTunes. Впрочем, в этот параметр внесла вклад и немного увеличенная батарея (74,9 против 71,8 Вт⋅ч).
Вторым, если не первым по значимости нововведением в новых MacBook Pro является SSD с интерфейсом PCIe x4. Накопитель выполнен в общем для «Маков» проприетарном форм-факторе и оснащен контроллером Samsung S4LN058A01. Последний поддерживает интерфейс PCIe 3.0, но SoC ноутбука (как же непривычно говорить про SoC в статьях про ноутбуки! — прим. ред.) ограничена версией 2.0.
В завершение разговора о технических характеристиках озвучим цены на новые «Макбуки». В США стоимость трех конфигураций, обладающих указанными CPU и SSD объемом 128, 256 и 512 Гбайт соответственно составляет $1 299, $1 499 и $1 799. В Российском Apple Store эти суммы трансформируются в 99 990, 115 990 и 138 990 руб.
Комплект поставки
Набор аксессуаров «Макбука» не претерпел изменений. Компьютер по-прежнему заряжается от БП MagSafe мощностью 60 Вт. Помимо него, в коробке присутствует кабель-удлинитель, комплект бумажной документации и тряпочка для протирки.
По внешнему виду MacBook Pro 2015 года невозможно отличить от предшественников. Модель определяется только по маркировке на нижней стороне.
Даже обновленный тачпад Force Touch совпадает по размерам и форме с тачпадом MacBook Pro двух последних лет. О нем, однако, стоит рассказать поподробнее.
Нажимая на тачпад, ни за что не догадаешься, он чем-то отличается от обычной механической конструкции. Только кажется, что платформа тачпада равномерно погружается в корпус по всем углам, отчего клик легко выполнить в любой точке. Щелчок более мягкий, чем у тачпадов прошлых поколений MacBook, — вот и вся разница. Но если приглядеться, платформа тачпада хотя и перемещается при нажатии, но на ничтожное расстояние, а ни щелчок, ни реакция на клик не возникают, если заменить палец подручным твердым предметом. То есть тачпад на самом деле определяет нажатие пальца электронным образом и как-то (как именно — расскажем чуть ниже) создает механическую отдачу. Но иллюзия нажатия реальной клавиши так сильна, что нисколько не развеивается от этого наблюдения.
Если после первого клика надавить посильнее, произойдет второй. Он может запускать некоторые действия вроде быстрого поиска выделенного слова в словаре. И тут опять-таки невозможно отделаться от ощущения, что палец продавливает пластину тачпада глубже в корпус. Все это может показаться бредом и самовнушением, но только до того момента, пока не почувствуешь магию собственными пальцами. Несколько сотрудников редакции попробовали — и были обмануты тачпадом Force Touch, искусно имитирующим механическую клавишу.