Коллективистское сознание японцев и любовь к форменной одежде
Митамура Фукико
На улицах можно увидеть широкое разнообразие различного рода форменной одежды, от школьной формы и спецодежды до костюмов, которые носят на экзамен, на собеседования. Почему японцы так любят форму?
Засилье форменной одежды
Япония – страна, известная приверженностью к форме. Её надевают везде и повсюду, начиная от детей, идущих в первый класс, до старшеклассников. В некоторых университетах студенты тоже носят форму, своя одежда есть на микроскопических предприятиях и в крупных концернах, в фешенебельных выставочных залах и в маленьких офисах мобильных операторов. Гордость за свою форму не зависит от размеров предприятия, и культура форменной одежды здесь процветает. Нет, пожалуй, другой страны, где разнообразная форменная одежда настолько распространена.
Особенно интересно то, что одежду, напоминающую форменную, стараются всем коллективом надевать иногда и в случаях, когда она не является необходимой. Таковы, например, костюмы одинакового цвета и покроя, которые надевают студенты в процессе поиска работы. Эти чёрные костюмы, нивелирующие индивидуальность и заставляющие всех выглядеть одинаково, по своей функции являются самой настоящей формой. То же самое можно сказать и об одежде, которую заказывают матери для себя и детей в период сдачи школьных экзаменов.
Таким образом, в Японии, помимо обязательной форменной одежды, есть и псевдо-форменная, которую надевают, хотя требований таких нет. Почему же здесь существуют две эти разновидности, и какие функции они выполняют? Рассмотрим каждую из них по отдельности.
Позитивный имидж обязательной форменной одежды
Существуют особенные места учёбы и работы, где необходимо надевать специальную одежду. Её изначальные функции можно свести к следующим пяти.
1. Распознавание
Достаточно взглянуть на такую одежду, и постороннему человеку становится понятно, из какой школы или команды этот человек, либо же где и кем работает тот, кто носит форму. Такова одежда медсестёр, работников универмагов.
2. Стимулирование гордости, мотивация
Надевая такую форму, человек чувствует гордость за свою школу или место работы, что способствует мотивации при выполнении служебных обязанностей. Форменная одежда может выполнять и эту функцию.
Вспомните, например, работников компании TESSEI, занимающейся уборкой синкансэнов JR East, которые в последние годы попали в центр общественного внимания. Уборка сама по себе хоть и важная, но не слишком престижная, довольно незаметная работа. Работникам выдали красную форму, и они стали привлекать внимание окружающих, у них появилась гордость за свою работу, что способствовало их мотивации.
Работники компании JR East TESSEI ждут прибытия поезда на платформе станции Токио (предоставлена JR East TESSEI)
Такой же эффект имеет и униформа, которую могут носить только высокоспециализированные работники, обладающие высокими техническими навыками. Например, золотые полосы на плечах и рукавах формы пилотов. У второго пилота их три, у первого – четыре. Наверное, можно сказать, что такая форма используется для стимуляции гордости и повышения мотивированности.
3. Удобство и безопасность
Проще всего представить эту функцию на примере спецодежды у рабочих на заводе. Одежда, в которой удобно работать и двигаться, способствует безопасности и бережёт работников от несчастных случаев.
4. Привлечение интереса к бренду
Униформа может быть и своеобразной вывеской, которая играет свою роль в улучшении имиджа предприятия или магазина. Очень показательным примером может служить форма бортпроводников Сингапурских авиалиний. Эта форма, созданная на основе национального костюма, была введена в 1972 году и с тех пор не менялась. Она является своеобразной визитной карточкой компании и оказывает большое влияние на формирование бренда.
5. Привлечение сотрудников
Форма может вызывать желание работать именно в этой компании или на этой работе, чтобы носить именно такую одежду. Часто форма оказывается весьма эффективным фактором при наборе сотрудников. Например, форма работников Диснейленда очень хорошо выполняет эту функцию.
Бортпроводницы авиакомпании ANA на праздновании 30-летия начала международных перевозок этой компанией демонстрируют форму, использовавшуюся с момента её основания до наших дней. Международный аэропорт Нарита, 3 марта 2016 г. (фотография предоставлена Jiji Press)
Как мы видим, у формы есть множество достоинств. Каковы же её недостатки?
История форменной одежды: движение за отмену формы
Около 30-40 лет назад началось движение за отмену школьной формы как одного из проявлений давления со стороны школы и взрослых. Сейчас оно уже практически сошло на нет.
Сейчас, наоборот, немало таких школ, которые поднимают свою популярность до немыслимых высот за счёт того, что вводят форму модного дизайна и этим привлекают множество желающих в них учиться. Это показывает, как форма вносит свой вклад в брендинг школы.
Почему же школьную форму уже не воспринимают как«символ системы» и «удушающую одежду»? Отчасти это связано с большими изменениями, которые произошли в выборе материалов и разнообразии дизайнов формы.
С развитием технологий производства синтетического волокна школьная форма стала легче, хорошо пропускает воздух и не нуждается в глажке. Увеличился и выбор предметов одежды, дополняющих основную форму – это и жилеты, и свитера, и блузки, – уже можно выбирать, как приодеться покрасивее.
Нынешняя форма совершенно отличается от старой, монотонной и тяжёлой на вид, требовавшей сложного ухода. У людей в этом возрасте есть сильная потребность в модной одежде, которую можно носить только в школьные годы. Этот фактор, а также новые материалы и дизайн превратили школьную форму из «символа системы» в практичный способ выбрать желаемый образ.
Мода школьной формы от компании CONOMi, разрабатывающей одежду для различных школ по всей стране (фотографии предоставлены CONOMi)
Возрождение формы на производстве как части сервиса при обслуживании клиентов
Сохранит ли форменная одежда всё своё богатое разнообразие в будущем? Вряд ли. Например, женская форма, которую женщины надевали на работу, т. н. «форма секретарш», после вступления в силу в 1986 году Закона о равных возможностях при трудоустройстве для мужчин и женщин пала жертвой как символ неравноправия, и компании одна за другой стали отказываться от неё. Этому способствовало также стремление к снижению расходов. Эта тенденция, вероятно, не исчезнет в будущем.
Использование такой деловой одежды, само собой, требует дополнительных расходов. Необходимо и место для переодевания. На должностях, которые не предусматривают непосредственных встреч с клиентами, она вообще практически не нужна. Из-за стремления снизить расходы всё меньше должностей, связанных с приёмом посетителей и подачей им напитков. Отказ от форменной одежды является логичным продолжением этой тенденции.
По-другому обстоят дела с формой там, где часто общаются с клиентами. Банк Mitsubishi Tokyo UFJ в 2016 году ввёл новую форму для 16 000 своих сотрудников, обслуживающих клиентов во всех отделениях по всей стране. Банки Kagawa и Chukyo также возродили форменную одежду. Там обратили внимание на достоинства формы, которую в этом случае является частью сервиса при обслуживании.
Форма, введённая с января для сотрудниц банком Mitsubishi Tokyo UFJ, должна располагать к доверию, воплощать чистоту и дружелюбие (фотография предоставлена Mitsubishi Tokyo UFJ)
Возможно, другие компании тоже возродят форменную одежду, но только после обсуждений сокращения расходов, связанных с её введением. Форменная одежда неизбежно связана с затратами. Бизнес стал очень чувствителен к расходам, и компании будут использовать форму только если обратят внимание на её роль и функции и оценят её достоинства, а в противном случае – откажутся от неё. Эта тенденция, несомненно, продолжится.
«Псевдоформа»
Хотелось бы рассмотреть и «псевдоформенную» одежду. Хотя необходимости в ней нет, японцы её носят по следующим причинам.
1. Чтобы ибежать неудачи
Желание насколько возможно обезопасить себя от неудачи рождает спрос на костюмы для поисков работы или сдачи экзаменов. Чтобы не испытывать потом сомнений, что попытка не удалась из-за того, что человек был не так одет, он одевается точно так же, как и остальные. Таким образом, люди используют «псевдоформенную» одежду в стремлении обезопасить себя.
2. Чтобы скрыть индивидуальность
Люди не хотят быть особенно заметными или выделяться на общем фоне. Это желание тоже напрямую связано с использованием «псевдоформенной» одежды. Она не исчезнет до тех пор, пока общество не признает разнообразие и естественность индивидуальных проявлений.
3. Изменение среды
Костюмы для поисков работы стали гораздо однообразнее, чем когда-то, исчезла их вариативность. Здесь в дополнение к первой и второй причинам работает и распространение информации о том, какие действия приводят к успеху, а какие обрекают на неудачу, и связанный с этим рост количества магазинов, предлагающих такие костюмы. Ещё 20 лет назад такая обстановка не сформировалась, и студенты выбирали одежду, исходя из собственных способностей и представлений, ориентируясь на рассказы знакомых, а сейчас выбор уже сделан за них. Против этого течения идти очень трудно.
Костюмы для сдачи экзаменов тоже стали отдельным товаром. Японский бизнес умело создаёт такие разряды потребительских продуктов. Ситуация, когда думать не нужно, а можно просто приобрести соответствующий продукт, распространилась на всю страну. Это и порождает феномен «псевдоформенной» одежды. Таким образом, форменная и «псевдоформенная» одежда делают Японию мировым лидером в использовании формы, и это её положение, вероятно, ещё долго будет оставаться незыблемым.
(Статья на японском языке написана 11 апреля 2016 г.)
___________________________________________________________________
Митамура Фукико
Свободный журналист. Родилась в Фукуоке. Закончила гуманитарный факультет Университета Цудадзюку. Писала на разнообразные темы, касающиеся распределения товаров на их пути от производителя к потребителю, а в настоящее время пишет для журналов о бизнесе, экономике и распределении товаров. С конца ноября 2014 г. переехала в Бангкок с его бурно развивающейся экономикой, занимается также сбором материала в странах Юго-Восточной Азии. Свой переезд и Бангкок она описывает на своём вебсайте. Автор книг «Косметическая война мечты и страсти» (Юмэ то ёкубо но косумэ сэнсо, «Синтё сэнсё», 2005), «Почему французы полюбили «Покки»?» (Покки ва надзэ фурансудзин ни айсарэру но ка?,«Нихон дзицугё сюппанся», 2015) и других.