«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Фото: @astra2012
Изучение иностранного языка не ограничивается заучиванием слов и грамматики по учебнику. Чтобы понять чужую страну, нужно стать частью культуры и своим среди ее жителей. Продолжая серию статей о россиянах, живущих за границей, «Лента.ру» публикует рассказ Ильи Белякова, 13 лет назад перебравшегося из Владивостока в Сеул.
Я это сделал
Я родился и вырос во Владивостоке. В университет поступил на отделение корейского языка, проучился четыре года. На пятый, по стипендии за успехи в изучении языка, отправился в Корею. По окончании стажировки вернулся в Россию, сдал экзамен TOPIK (эквивалент TOEFL для английского). Тогда я первым в нашей стране сдал этот тест на шестой уровень (самый высокий), благодаря чему получил стипендию, и в 2003 году поехал в Южную Корею учиться в магистратуре.
В Сеуле я продолжил изучение выбранного направления по специальности лингвистика, филология корейского языка. После учебы устроился в отдел кадров фирмы по производству электроники, где оказался единственным иностранцем. Это укрепило мое знание корейского. К тому же мне попался невероятно требовательный начальник, заставлявший меня в течение двух лет делать отчеты и доклады на литературном корейском языке.
В 2014 году я попал на местное ток-шоу, куда приглашают иностранцев для обсуждения на корейском различных тем. Эта программа сильно раскрутилась и подняла за собой участников. Так что последние два года я тесно связан с миром медиа. Пишу о политике и обществе, веду программу на радио и свою колонку в издании, где рассказываю о своей жизни и так далее.
Сами корейцы считают, что местная система образования сильно отстает от, как они их называют, развитых стран. Поэтому обеспеченные семьи стараются отправить своих детей на учебу за границу.
Потом поиграешь
На мой взгляд, система образования в Корее вполне нормальная, только я бы так не шпынял своего ребенка, как это делают местные. У обычного корейского пятиклассника с 8:30 до примерно 14:00 занятия в школе, после этого каждого отправляют на разнообразные дополнительные занятия — «хагвоны» (по искусству, музыке, спорту, языку и так далее). Они могут затянуться в лучшем случае до девяти вечера, а в худшем — до часу ночи. Как правило, родители сами выбирают курсы, которые будет посещать их чадо.
Фото: Илья Беляков
Но и их можно понять. Люди — единственный ресурс Кореи, и единственный способ обеспечить себе достойную жизнь — стать лучше остальных: иметь больше навыков, быть более развитым, чем окружающие.
С одной стороны, это стало одной из причин экономического скачка, который произошел в стране, с другой — дети лишены детства. Если в России ребенок ездит в деревню, купается в речке, бегает по лесу, то здесь у него единственное воспоминание беззаботного времени — учебники и курсы до 11 ночи.
Сними задорого
Я поселился в самом центре Сеула, в квартире-студии, которую снимаю за 540 долларов (600 тысяч вон). В отличие от России и США, здесь распространена практика снимать квартиру в залог. В этом случае можно оплатить половину стоимости квартиры и жить в ней несколько лет по договору (обычно около двух лет). По окончании этого срока сумма залога (которая может достигать 500 тысяч долларов) возвращается арендодателем. Он же за это время может заработать, положив эти деньги в банк под проценты.
Сами корейцы живут очень хорошо. Буквально до начала 2000-х годов социальное расслоение в обществе было практически незаметно — все жили примерно одинаково, обеспеченные люди не выставляли свои деньги напоказ. Сейчас, из-за интеграции западной культуры, это появилось, но в меньшей степени, чем в тех же Штатах. Да и уровень жизни населения выше, чем в России. Среднестатистическая семья с двумя детьми здесь может позволить себе снимать квартиру и ездить в отпуск два раза в год.
Быстро, чисто, красиво
Первое, на что корейцы обращают внимание, когда приезжают в Россию, и русские, которые приезжают в Корею, — разница в уровне сервиса. По моему мнению, лучше сервиса, чем здесь и в Японии, нигде нет. Благодаря любви к путешествиям могу сравнить как с Европой, так и с США.
Фото: Илья Беляков
В США на подключение интернета в квартире я потратил почти две недели. Здесь это займет не более 15 минут, причем в них входит и приход мастера к тебе домой. Этот мягкий бытовой пузырь, в который ты попадаешь здесь, очень подкупает. В связи с этим приезжие говорят, что Южная Корея достигла коммунизма, к которому СССР так стремился.
Абсолютно чистый общественный транспорт, который всегда ходит по расписанию и в большом количестве. Наши всегда удивляются открытым 24 часа в сутки чистым общественным туалетам даже в метро. Доставка еды практически всегда бесплатная (возможно, заведомо включена в стоимость продукта) и производится минут за 15, не более. Здесь очень безопасно, можно гулять даже ночью, не оглядываясь.
Несмотря на численность населения в 22 миллиона человек, город находится в идеальном порядке. Когда я приехал сюда, сеульское метро ограничивалось семью линиями. Сейчас их 21, что, на мой взгляд, демонстрирует стремительное развитие города.
Босс всему голова
Корея — очень конфуцианская страна, что обуславливает сильную иерархичность общества, которая проявляется абсолютно во всем. У меня было очень много проблем на работе из-за того, что я никак не мог принять местную систему труда. Принято, что никто из подчиненных не должен уходить раньше начальства. Каждый занимается своими делами, но уходить из офиса негласно запрещено.
Я же предпочитаю побыстрее выполнить свою работу и уйти, а не растягивать это «удовольствие» на весь день и тратить время зря. Из-за таких «нарушений», конечно, портились отношения с руководством. Принято, что старший всегда прав, а спорить с ним не принято. Это одна из причин, почему многие иностранцы не задерживаются в корейских фирмах.
Также здесь принято устраивать корпоративы, и они могут быть не привязаны к какому-то событию. В зависимости от компании они могут проходить и три раза в неделю, и в будние дни. Все напиваются, ведь если тебе предложил выпить начальник, отказаться ты не вправе. В последнее время эта культура начинает постепенно меняться.
Еще по десять
Корейцы пьют даже больше русских. Наши пьют редко, но метко. Здесь же алкоголь присутствует в повседневной жизни: они могут сильно напиться не раз и в будние дни. К примеру, на одной из моих работ руководитель приходил в себя лишь к середине дня. До этого времени к нему нельзя было подойти даже по делу. Здесь это традиционная система работы офиса.
Когда дело касается развлечений, у корейцев есть стадии — «ча». Во время первой «ча» они идут в заведение поесть и выпить пива. Вторая заключает в себе выпивку в баре или клубе. Далее, как правило, идут в караоке. После этого либо расходятся, либо идут на четвертую — танцы в клубе. Чаще всего до последней «ча» добираются только парни со специфическими целями.
Пожизненная виза
Поначалу я приехал сюда по студенческой визе, которую выдают без особых проблем. Сейчас по ней можно работать ограниченное время в течение семестра и сколько угодно на каникулах. Русские чаще всего зарабатывают на переводах или преподают местным язык. Когда я устроился, то жил по рабочей визе категории E, засчитывающей стаж пребывания в стране. Если по этой резидентской визе вы пять лет не выезжаете из страны более чем на один месяц и работаете в одной фирме, то можете подать документы на гражданство или вид на жительство — в зависимости от знания языка и уровня дохода.
Также есть отдельная категория для корейцев, которые родились и живут за границей, — F4 на три года. Если доказать свои корни, то можно пользоваться правами гражданина практически во всем. У меня сейчас резидентская виза без срока годности. Я не могу лишь купить недвижимость и взять кредит (банк не выдаст из-за того, что я могу уехать).
О России
Местные СМИ очень мало говорят и пишут о России. К тому же практически вся информация о нашей стране берется из американских СМИ. Если говорить о культурном отношении, то его можно охарактеризовать установкой памятника Александру Пушкину в центре Сеула в 2013 году. Единственное — корейцы приходят в ужас от сала, и им не нравится квас, который и не пьянит, и детям его не дашь.
Русский язык учат мало и в основном те, кто собирается после учебы переехать. Также местные — правда, немногие — занимаются такими языками, как казахский, монгольский и так далее. Их родители считают, что английский учат все, и хотят сделать из детей исключительных специалистов.
Фото: Илья Беляков
Любовь и привычка
Пока я планирую остаться здесь. В Сеуле у меня достаточно четкий план, к тому же я закреплен здесь юридически. Я собираюсь учиться дальше, развивать свою академическую карьеру, получить докторскую степень и преподавать в университете. Здесь на этой стезе я смогу достойно жить, а в России у меня такая возможность вряд ли будет.
К тому же у меня здесь уже много друзей и знакомых. Я оказался редким примером иностранца, который с легкостью нашел общий язык с местными. Многие просто не готовы привыкать к специфическому корейскому стилю жизни и иерархии. Корейцы никогда открыто не пойдут на конфликт, не скажут «нет», будут ходить вокруг да около. Русские же более честные и прямые. Зато наши более нервные, всегда начеку, словно все их хотят обмануть. Здесь же этого нет абсолютно. Пожалуй, именно это спокойствие мне особенно нравится.
"Лента.ру"
26 сентября 2016
https://lenta.ru/art...9/26/southkorea