Перейти к содержимому


Фотография

Как Кустурица провел фестиваль русской классической музыки в Сербии

фестиваль классическая музыка Кустурица

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Атэц

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 386 сообщений
  • На счете:22324

Отправлено 18 Июль 2016 - 04:55

Дом, который построил Эмир

Как Кустурица провел фестиваль русской классической музыки в Сербии

detail_ff5fcdadef57814cd72d68e646fdc7a2.
Фото: предоставлено ПАО «Газпром нефть»
 

Двенадцать лет назад Эмир Кустурица построил — почти в чистом поле — для фильма «Жизнь как чудо» традиционную сербскую деревню Кустендорф, где теперь ежегодно проходит не только кинофестиваль, но и форум русской классической музыки «Большой». Корреспондент «Ленты.ру» узнал, как и зачем в Кустендорфе играют классику.

 

Что, казалось бы, связывает Эмира Кустурицу и классическую музыку? Записной хиппи и проводник в мире кино залихватского балканского карнавала, панк-примитивист и самостийный панславянский философ, автор «Времени цыган» и «Андерграунда» с классикой ассоциируется в последнюю очередь. Тем не менее именно фестиваль классической музыки — причем русской —Кустурица уже четвертый год, в этот раз с 15 по 17 июля, провел в своей деревне Кустендорф (она же Дрвенград, она же Мечавник), когда-то выстроенной им в горах вблизи боснийской границы для фильма «Жизнь как чудо», а теперь живущей своей, курортно-культурно жизнью. Откуда у Кустурицы такой интерес к классике? Сам он утверждает, что дело в магии места: мол, никакая другая музыка здесь не звучит так органично и естественно. Тихий, еще пятнадцать лет назад абсолютно пустой край предполагает тихие и вдумчивые высказывания — а на фоне современной музыки именно такие и предоставляет наследие классиков.

 

Хозяину (Кустурица живет в Кустендорфе большую часть года), конечно, виднее. На человека же, оказывающегося здесь впервые, деревня гарантированно производит особенное, и правда, специфичное впечатление. Дело даже не в открывающихся отсюда видах — сплошь покрытых вековыми лесами холмов-великанов, которые соединяются в причудливые, полные долин и даже почти каньонов ландшафты. Нет, несет энергетический заряд и сама деревня — причем не лишенный определенного сюрреализма; история ее появления все-таки играет свою роль. Созданный съемочной площадкой Кустендорф со своими названными в честь режиссеров улицами (есть и плац Никиты Михалкова), вечной съемочной площадкой, ожившей декорацией и ощущается — и конечно же, идеально выглядит на видео. Попадая же сюда вживую, трудно не почувствовать себя киноперсонажем — немного тревожное и гротескное чувство, но вряд ли на свете есть много мест, где можно его испытать. Так что классика, и правда, ложится на эти пейзажи идеально — как саундтрек к фильму, который обречен остаться не снятым.

 
 
pic_016b25c033d233f0bee1f317ccc077c0.jpg
Фото: предоставлено ПАО «Газпром нефть»
 
Тем более если речь о классике в таком исполнении — у «Большого» традиционно очень убедительная вечерняя программа с выступлениями артистов мирового уровня, и фестиваль этого года не стал исключением. На церемонии открытия выступил востребованный в европейских, от Берлина и Марселя до Ковент-гардена, оперных театрах тенор Зоран Тодорович, специализирующийся на лирико-драматическом материале. Подчеркивая фокус фестиваля на музыке русских композиторов, он выразительно исполнил, среди прочего, арию Ленского из «Евгения Онегина». Не меньшее впечатление произвели и юные, но уже танцующие во взрослых постановках в Народном театре Белграда Франческа Пивко и Сеня Станич — ей всего 10, а ему только 13, у обоих за плечами по несколько премий и десятки спектаклей, а впереди, судя по всему, большое балетное будущее.
 

Для звезд, приглашенных в вечернюю программу «Большого», конечно, делались исключения — по части обязательного для конкурсантов славянского репертуара. Так, пианист Юрий Розум, возглавлявший жюри, в своем показательном выступлении дал настоящий мастер-класс по тому, как играть Шопена — без чрезмерного позерства, с акцентом на неочевидных гармониях и постепенно нарастающей с каждой композицией (прозвучали и вальсы, и ноктюрны) эмоциональностью. Настоящее достижение фестиваля, причем впервые представленное как раз в этом году, — создание собственного оркестра «Большой», куда вошли 69 сербских инструменталистов, многие из которых ранее приезжали в Кустендорф в качестве конкурсантов. Выступал каждый из трех вечеров фестиваля, аккомпанируя и Тодоровичу, и виолончелисту Нареку Ахназаряну, ученику Ростроповича, специализирующемуся на музыке Бетховена. После закрытия же фестиваля оркестр «Большой» и вовсе устроил живой киноперформанс, сопроводив звуковой дорожкой показ «Аэлиты» Якова Протазанова, одного из самых визионерских фантастических фильмов в истории.

 
 
pic_7e41c4169b65a9060f5cdf6fd68b7e62.jpg
Фото: предоставлено ПАО «Газпром нефть»
 
Пожалуй, наибольший восторг у гостей фестиваля — что было на самом деле предсказуемо, с учетом репутации артиста — произвел концерт живущего в Париже сербского скрипача Неманьи Радуловича и его интернационального оркестра Double Sens (12 скрипок, 2 виолончели плюс подключающиеся перкуссия, фортепиано, даже ударные). 30-летний Радулович, который выглядит как лукавый гуттаперчевый чертик с прической Слэша из Guns N’ Roses, уже успел разделить пополам международную аудиторию классической музыки. Посвященные считают, что именно за таким, преисполненным шоуменского драйва исполнительством будущее, пуристы же возмущаются предполагаемой попсовостью — как имиджа, так и всеядного репертуара (серб не стесняется каверов на Abba или тему из «Списка Шиндлера», а на его дисках балканский фолк соседствует с Крейслером и Чайковским). Так или иначе, вживую Радулович вместе со своей армией скрипачей производит действительно ураганный эффект: он с легкостью скрещивает в одном этюде несколько каприсов Паганини, в другом превращает почти в хард-роковый по энергетике номер Хачатуряна, а Кустурицу играет с тем же пылом, как экспериментирует с Прокофьевым. Почти готовая рок-звезда от классики — неудивительно, что он не стесняется выступать, причем в консерваториях, в кожаных брюках, выпускается на крупных лейблах и собирает полные залы по всей Европе.
 

Впрочем, звезды звездами, а главная миссия «Большого» в другом. В его конкурсной программе произведения русских и сербских композиторов играют молодые артисты из сербских и региональных российских музыкальных школ и консерваторий — для многих из них фестиваль становится первой серьезной площадкой для того, чтобы заявить о себе. А также, конечно, погрузиться как в особенную жизнь Кустендорфа, так и в общение со сверстниками-коллегами с другого полюса славянского мира. Парадоксальным образом заявленная Кустурицей и его соратниками ставка на продвижение русско-сербской музыкальной дружбы проявилась и в призовом раскладе — главный приз, «Золотую матрешку», в старшей возрастной категории (от 18 до 25 лет) присудили сербскому аккордеонисту Милославу Бойичичу, который играл произведения не самых очевидных советских композиторов Владимира Семенова и Владимира Власова, а учится не в Белграде, но в Белгороде. Созвучие названий городов, подчеркнул, вручая приз и Юрий Розум, заметивший, что нет лучшего отражения родственных отношений России и Сербии, чем судьба Бойичича. Кустурица же в ответ пообещал в следующем году уровнять национальный состав конкурсантов — то есть привезти в Кустендорф больше юных музыкантов из России. Так будет по-братски.

 

Денис Рузаев

18.07.2016

Лента.ру

https://lenta.ru/art.../kusturicafest/


Ўсё тлен

#2 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Атэц

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 386 сообщений
  • На счете:22324

Отправлено 18 Июль 2016 - 04:58

Бурят Леонид, который был у нас проводником на Ольхоне, говорил, что очень хочет посетить эту деревню Кустурицы. Захотел после того, как пересекся с туристами из Сербии, ктоторые приезжали на Байкал


Ўсё тлен

#3 Оффлайн   Tesak

Tesak

    Забанен

  • Забанен
  • PipPip
  • 89 сообщений
  • На счете:-12820

Отправлено 18 Июль 2016 - 08:16

Михалков стайл, у того тоже деревужка


Fi-M-Top10-Fictional-Nazis-in-Film-480p3-XHrIBhGV_0.jpg


#4 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Атэц

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 386 сообщений
  • На счете:22324

Отправлено 19 Июль 2016 - 08:48

У Михалкова просто дача для себя любимого с табличкой "Вход запрешен! Частная территория" в деревне, которая существвала и до прихода Михалкова, и в которой он снимал свои фильмы.

А Дрвенград - это этнодеревня, посторенная Кустурицей для съемок фильма, и затем запиленная под проведения фестивалей и тому подобных культурных сходок.

Так что нихрена не Михалков стайл :/
Ўсё тлен

#5 Оффлайн   化け物だっ!

化け物だっ!

    Атэц

  • Модератор
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 43 386 сообщений
  • На счете:22324

Отправлено 21 Июль 2016 - 09:26

Эмир Кустурица о любви к классике, связях с Россией и новом фильме

detail_eed961ce5c25472c9c5d6d9dd6a9a387.
Фото: Арам Киракосян / PAN Photo / ТАСС

Режиссер Эмир Кустурица только что провел в своей деревне Кустендорф фестиваль русской классической музыки «Большой» — и почти закончил картину «По Млечному Пути» с Моникой Беллуччи в главной роли. Правда, как выяснила «Лента.ру», серб предпочитает говорить о чем угодно, кроме нового фильма — слишком суеверен.
 

«Лента.ру»: Чем «Большой» отличается от всех остальных фестивалей?

Кустурица: Его главное отличие — само это место, деревня Кустендорф, изолированная от всего мира, словно остров. Нигде больше такого нет. Вообще, трудно поверить самому до сих пор — здесь было чистое поле, буквально стог сена на холме, а теперь сюда во время «Большого» уже в четвертый раз приезжает от 300 до 500 человек, которые пытаются показать лучшее, на что способны, в классическом искусстве, классической музыке — причем русской классической музыке. Эта деревня — мой «Фицкарральдо», корабль, который я, как герой фильма Вернера Херцога, решил перетащить через гору.

 

Фестиваль должен служить связующим звеном между Россией и Сербией?

Россией и Европой! Сербия — это юго-восточная Европа, хотя она пока и не входит в Европейский союз, и надеюсь, не войдет. Чтобы быть частью Европы, не нужно состоять в ЕС. Румыны стали большими европейцами, вступив в ЕС? Вообще, судьба самого Евросоюза сейчас не очень-то лучезарна, так что Сербии не стоит спешить с решением. Я убежден, что эхо фестиваля слышно далеко за пределами наших двух стран. Ну а то, что они давно исторически связаны, вообще не обсуждается. Царь Николай II даже вступил в Первую мировую войну, потому что Сербия была атакована!

 

Связь, наверное, более древняя.

Конечно, мы были соединены и раньше — общей историей, общей верой, очень похожими языками. Сербов в Европе иногда называют маленькими русскими. То, что российское влияние на Европу из-за внешних факторов уменьшалось в последние годы, сказывалось и на Сербии. Теперь, после Brexit, все должно немного измениться — потому что англичане больше не входят в ЕС, а именно они противостояли усилению России. Сербия всегда была в промежуточном положении — мы и близки России, и часто в сложной ситуации отдалялись друг от друга. Как, например, когда Тито отверг союз со Сталиным. А если заглянуть еще глубже в историю, то окажется, что уже в XII веке сербы выступали вместе с варягами против Византии. А когда к власти пришел царь Милутин, то, наоборот, выбрал сторону Византии. Святой Сава, важнейшая фигура в нашей истории, говорил, что судьба Сербии — быть не с Востоком и не с Западом, а служить посредником между ними, и до сих пор такую позицию мы и занимаем. Сербия всегда стремилась быть нейтральной. И сейчас тоже — на мой вкус, даже слишком нейтральной.

 

Вообще, ваши ориентиры как режиссера и человека искусства изменились с того момента, как вы только пришли в кино?

Я по-прежнему верю в слова Достоевского, что красота спасет мир. Беда в том, что современный мир настроен против подлинной красоты. Человечество словно стремится к примитивным языческим сборищам: пост-рок-н-ролл, пост-техно, все «пост». И я верю, что антитезой станут новые открытия в кино, музыке, литературе, искусстве — только они могут спасти нас от того, чтобы не скатиться в животное состояние. Без культуры нас ждет судьба, еще более страшная и дикая, чем две тысячи лет назад — потому что механизмов разрушения теперь больше и они изощреннее. Только культура, ее символы в разные эпохи в самых разных местах могут свидетельствовать о том, что мы принадлежим к великой цивилизации. Если мы не будем об этом вспоминать, то Европу ждет то же, что сейчас происходит с Ираком и Сирией. Когда говорят об ИГИЛ (запрещена в России — прим. «Ленты.ру»), то забывают, что Ирак подвергся бомбежкам и оккупации без всякой на то причины, из-за лжи, которой все поверили. А теперь это рассадник терроризма, обрушивающегося прежде всего на христиан. Запад, как мне кажется, реагирует очень ограниченно — хотя бы потому что он представляет собой уже не столько христианскую, сколько языческую, даже сектантскую культуру, а не ту великую цивилизацию, на плечах которой мы стоим и которая дает нам возможность веры. А истоки того разрушения, что сейчас происходит с Европой — в Ницце, до этого в Париже, Брюсселе — нужно искать не только в исламе, но и в истории. Эти атавистические чудовищные атаки — прямое следствие действий западных политиков в последние 50 лет.


 
 
pic_c51eaba2f7eb850e4bd6c941dec30bb8.png
Кустурица получает «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Фото: AP
 

Финансовые потоки и борьба за власть в самих проблемных регионах тоже многое определяют.

Возможно. В этом, кстати, сейчас проблема России — ее власть пытается контролировать и финансовые потоки, и частную жизнь общества. Примерно то же самое происходило в Югославии в 90-е, и по иронии, Путина демонизируют сейчас так же, как в свое время Милошевича. Это абсолютно неприемлемо — потому что Россия намного сильнее, чем Югославия, и заслуживает другого подхода. Но все это пропаганда. Мы сейчас вновь и вновь убеждаемся, что пропаганда — основной инструмент этой цивилизации.

 

Задача «Большого» — это…

Сводить в одном месте студентов музыкальных школ и консерваторий и состоявшихся музыкантов — и находить новые таланты, которым в дальнейшем будет проще в мире, вообще-то не очень дружелюбном для молодых артистов. Мир становится цифровым, не вполне ясно, какое место займет в нем искусство и где будет та сцена для самовыражения, которая так необходима. Для кино это еще более сложная проблема, чем для музыки, но так или иначе: если молодой пианист получит возможность увидеть и услышать Мацуева или Мажара, а скрипач — Неманью Радуловича, понять, как те отдают себя искусству, то в дальнейшем им будет намного проще. Фестиваль и «Газпром нефть», помогающая нам, хотят продвигать идею о том, что классическое искусство может быть полезным и важным в современном мире, и хотят расширять область влияния этого искусства, которая на Балканах, например, остается очень узкой.

 

Все прекрасно знают о вашей любви к панку, рок-н-роллу, фолку. В чем корни вашего интереса к классической музыке?

Я полюбил и узнал классику еще очень молодым, а многих великих русских композиторов по-настоящему открыл для себя, когда учился в Праге. Убежден, что вся современная музыка вышла именно из классической. Все на чем строится рок-н-ролл, да что угодно современное, можно услышать в мелодиях Чайковского или Рахманинова, других великих композиторов. И мне кажется абсолютно неприемлемым, чтобы здесь, в Кустендорфе, играли рок-группы, звучало что-то шумное и яростное. Здесь же заповедник, где живет множество самых разных животных, и только классическая музыка вступает в настоящую гармонию с этим местом, создает правильное эхо, которое раздается в этих холмах. Я нормально отношусь к современной музыке, но она как феномен по-прежнему очень размыта. Еще 25 лет назад рок умирал. А классика пережила уже столько всего и переживет еще очень многое.

 

Почему здесь звучит прежде всего русская музыка?

Потому что русский романтизм, русские композиторы, как мне кажется, наиболее близки нашему времени, нам самим. Россия, как я уже говорил, переживает сложный период — и мне кажется, вам нужно напоминать миру о своей великой культуре, которая может резонировать в самых разных, в том числе очень далеких от России местах. Например, здесь, в Сербии.

pic_362d2860438455d76128225748cb3aad.png
Фото: страница Festival ruske muzike Boljšoj в Facebook

Чем был определен выбор фильмов для программы кинопоказов — «Баллада о солдате» Павла Чухрая и «Раба любви» Никиты Михалкова?

Я хотел, опять же, напомнить и русским гостям фестиваля о великих достижениях их кинематографа. Знаете, каждый раз, когда я бываю в России, особенно в Москве, у меня возникает странное чувство — я вижу, что всюду, где побывал, призывая к переменам, мистер Джордж Сорос, люди начали забывать о ценностях, которые у них были, начали даже презирать самих себя. Михалков — один из фундаментов европейской режиссуры. А если поспрашивать прохожих в Москве, у всех будет разное о его фильмах мнение — а ведь речь о том, что уже признано классикой, уже определило киноискусство всей Европы. Оба этих фильма вошли в историю европейского кино и повлияли на нее.

 

Вы говорили, что собираетесь снять фильм в России. По-прежнему хотите экранизировать Достоевского?

Надеюсь! Через Достоевского, через весь багаж традиции, который несут его произведения, мы можем лучше передать и понять суть православия, суть морали как таковой. Достоевский — один из самых серьезных философов среди всех писателей в истории. Если я сниму что-то в России, то это необязательно будет экранизация Достоевского, но это кино должно думать на те же темы, что поднимает, например, «Преступление и наказание», и должно пытаться показать, как они отражаются в жизни современных россиян.

 

Как обстоят дела с фильмом «По Млечному Пути» с Моникой Беллуччи, над которым вы работаете последние три года?
Я заканчиваю работу со звуком, и уже скоро фильм будет готов — и показан на одном из крупнейших европейских фестивалей.
 

Не хочется вновь поднимать тему скандала с невключением в программу Каннского фестиваля…

Да, все, что писали, — абсолютная ложь. Работа над этим фильмом все еще идет — и директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо справляется о ее ходе все последние два года. Он прекрасно знает, что фильм был еще не готов. Если бы какой-то фестиваль и отказал мне, то из-за качества кино, а не из-за дружбы с Путиным, как писали. Так что давайте забудем об этом дурацком эпизоде, еще одном дурацком эпизоде в моей жизни.

 

Чего нам ждать от фильма?

Вот этого я не могу сказать, пока «По Млечному Пути» не выйдет на экраны — не хочу как-то влиять на впечатления зрителей. Ждите еще один фильм Кустурицы!

 

Беседовал Денис Рузаев

20 июля 2016

Лента.ру

https://lenta.ru/art.../emirkusturica/


Ўсё тлен

#6 Оффлайн   HINA.J

HINA.J

    Император

  • Мега пользователь
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 40 579 сообщений
  • На счете:10

Отправлено 30 Июнь 2017 - 08:07

Да мило чето)