Расторжение брака по инициативе женыавтор:
Шамиль АляутдиновМы с мужем ровесники, прожили в законном браке (загс и шариат) 23 года. Сейчас он решил взять второй женой мою подругу. Я не хочу этого, предлагаю развестись, при этом ничего не требую: ни денег, ни материальных вещей, ничего! Только прошу развестись спокойно, без скандалов, а дальше пусть хоть женится на десятерых. Но он не дает согласия на развод.
Я всегда чтила его честь, мужское достоинство. Не осуждаю его за данный поступок, он ее любит, она моложе меня. Как правильно оформить развод (получить от него согласие на развод) по законам Ислама? При этом хочу сохранить его достойное лицо перед детьми. Возможен ли развод без его согласия? Л., 48 лет.
Расторжение брака по инициативе жены
Первостепенно считаю уместным привести следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Если какая-либо женщина попросит у мужа развода, не имея на то причин (серьезных причин), райского аромата ей не почувствовать (она не вкусит его, будет лишена этого)»
/1/ . То есть легкомысленное прошение, навеянное капризами, или необоснованное требование развода категорически не приветствуется. Также напомню, что «самым ненавистным пред Богом, но разрешенным (дозволенным) является развод [в случае категорической несовместимости супругов или невыносимого совместного проживания]»
/2/ .
О разводе, инициируемом женою, в Священном Коране говорится в двух местах:
(1) «Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить заповеди Всевышнего [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально
/3/ ]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то
/4/ [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если он был отсрочен) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).
(2) «...И не чините [о мужья] препятствия [не затрудняйте женам бракоразводный процесс, инициируемый ими] ради завладения частью того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений], кроме как в случае, когда жена совершит явно непристойный, развратный поступок [прелюбодеяние].
Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружение физических недостатков и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами [на первых порах], Господь может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие. Заставьте себя посмотреть по-иному на происходящее!]» (Св. Коран, 4:19).
Итак, Священное Писание призывает мужа и жену жить в соответствии с общепринятыми нормами порядочности, не притесняя, не ограничивая права друг друга. И если жена просит развод, имея на то соответствующие обоснования, то муж не вправе ущемлять ее интересы и ограничивать свободы, не давая развод или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр (свадебный подарок) обратно. Все должно быть в рамках благоразумия и обоюдного согласия.
В то же время те или иные изменения в характере, поведении мужа или жены не должны становиться причиной скоропалительного разрушения семьи, ведь «в том или ином, порицаемом вами, Господь может заложить много блага»
/5/ .
Супруги обязаны обсудить возникшие разногласия и, проявив терпение, чем-то пожертвовав, прийти к согласию.
Притеснение жены, а тем более с желанием разрушить имеющуюся семью и создать новую, крайне греховно и порицаемо:
«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом]
/6/ , то не имеет никто из вас [мужья] права забрать у [жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?! Как же вы можете забрать это, ведь вы [по воле и с благословения Всевышнего] вступили в супружеский союз, и жены взяли с мужей своих обет (договор) [пред Творцом о супружеской верности, порядочности и надежности]?!» (Св. Коран, 4:20, 21).
Муж и жена должны отдавать себе отчет, что они создали семейный союз не для того, чтобы временно пожить, присмотреться друг к другу, а затем разрушить священные узы, а для сохранения и приумножения на протяжении всей оставшейся жизни внутрисемейной гармонии, чувств взаимоуважения и любви.
Принимая во внимание все ранее цитированное, можно перейти непосредственно к разводу, инициированному женой. На этот счет имеется достоверное повествование о случае, произошедшем при самом Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует), раскрывающее нам практические аспекты разрешения такого рода внутрисемейного конфликта.
«Супруга Сабит ибн Кайса пришла однажды к Пророку и сказала: «О посланник Божий! [Супруг мой] Сабит ибн Кайс. У меня нет претензий к его религиозности или нравственности. Однако я не могу больше терпеть его [у меня непреодолимое чувство неприязни к нему; боюсь, что не смогу уже больше оставаться покорной и послушной ему]»
/7/ . Пророк Мухаммад спросил: «Ты вернешь ему сад [финиковый сад, переданный тебе в качестве свадебного подарка]?»
/8/ . Она ответила: «Да». Пророк, обращаясь к Сабиту, сказал: «Прими обратно сад и разведись с нею, дав один развод»
/9/ .
После того как жена возвращает мужу свадебный подарок (махр) или то, на чем обоюдно сошлись (из того, что по ценности своей меньше махра либо равно ему
/10/ )
/11/ , а муж озвучивает, что дает развод, они перестают быть мужем и женой
/12/ .
Временных ограничений на то, когда именно можно производить такой процесс
/13/ , нет: он может проходить и во время месячных, и в чистый период, когда супруги уже имели интимные отношения
/14/ . Крайне важно, чтобы на процессе расторжения брака, инициируемого женой, присутствовало два свидетеля-мужчины, на случай, например, возникновения разногласий по обещанным обязательствам.
Если в течение примерно одного месяца
/15/ они не передумают, то тогда они становятся совершенно чужими друг для друга. Женщина имеет полное право выйти замуж за другого
/16/ . На протяжении данного месяца бывший муж не имеет никаких привилегированных, преимущественных прав вернуть супругу обратно
/17/ .
Если вдруг разведенные таким образом муж и жена заново решат пожениться, то это будет возможно только с проведением нового бракосочетания (никяха) и наличия всех условий, необходимых для действительности и полноценности брака
/18/ .
Вопросы по теме
Что делать в ситуации, когда жена не хочет больше быть со своим мужем, а муж не дает ей развод? В каких случаях женщина имеет право на развод? Виктор.
Я вышла замуж второй женой. Мой муж не поставил в известность свою первую жену и родителей о нашей свадьбе. Потом я узнала от посторонних лиц, что на самом деле у мужа четыре жены! Могу ли я на основании того факта, что два последующих брака были скрыты от меня и нашего взрослого ребенка, предъявить какие-то возражения и требования, вплоть до развода? При этом в материальном плане супруг относится к женам неравно. L.
Жена имеет полное право требовать развод. Если родные никак не могут положительно повлиять на сохранение семьи или спокойное, бесконфликтное расторжение брака, тогда это необходимо сделать с помощью местного религиозного руководителя (имама, муфтия) или подав заявление в загс. Никто не имеет права насильно заставлять женщину оставаться женой, если она не желает того.
Случаи инициирования развода женой могут быть самыми разными, например обнаружение у мужа физических или иных изъянов, о которых не было известно до бракосочетания и которые препятствуют ведению супружеской жизни, отсутствие материального обеспечения со стороны супруга (в случае, когда он здоров и может обеспечивать, но пренебрежительно и халатно относится к данному вопросу)
/19/ , притеснение, избиения, измены и т. д. Возможна ситуация, когда жена обращается в суд, в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует.
Один из ученых прошлого столетия имам аш-Ша‘рави сказал следующее: «Женщина имеет право требовать развод, в том числе и через суд. Поводом для этого может стать, например:
— отсутствие должного минимального материального обеспечения супруги и семьи;
— умопомешательство супруга; появление у мужа тяжелого заболевания, к примеру такого как проказа; недостаток, который не дает ему возможности жить полноценной супружеской жизнью;
— отсутствие мужа год и более
/20/ (могут рассматриваться случаи и с меньшим промежутком отсутствия, начиная с четырех месяцев)
/21/ ;
— когда муж поклялся, что не будет приближаться к жене на протяжении четырех или более месяцев, и исполнил свою клятву
/22/ ;
— наличие вреда, наносимого мужем жене (систематические побои, пьянки, измены)
/23/ ; сокрытие от второй супруги факта наличия другой (первой) жены или появление (без какого-либо согласования) второй жены»
/24/ .
Может ли жена попросить развод, если муж требует, чтобы она сняла платок, при этом применяет физическую силу?
Жена в такого рода случаях имеет право попросить развод, так как муж требует от нее отказаться от обязательного (фард) пред Господом. При этом ей, как и ему, мужу, следует принять во внимание, что корень проблемы может скрываться не в приверженности отдельным элементам религиозной практики, а в стиле или форме личных взаимоотношений (внимание друг к другу, вежливость; в том, как супруга готовит и смотрит за домашним хозяйством и т. п.), а также в постоянном и категоричном выставлении друг другу требований и претензий.
Местный религиозный деятель, если он авторитетен для мужа, может проговорить мудрое наставление обоим, пообщаться, чтобы супруги не зацикливались на внешних атрибутах, а посмотрели на проблему с другой стороны, дабы не раздражаться друг другом, а найти пути взаимопонимания и гармонии.
Что касается применения физической силы, то по любым канонам — как светским, так и религиозным — муж не имеет права бить свою жену. В противном случае в этой жизни он уже духовный калека, а может стать и физически таковым, по воле и скорому возмездию Господа. В вечности же его ожидает незавидное наказание, так как притеснять слабых и беззащитных — тирания (зульм), а женившись, он взял на себя обязательства опеки и материального обеспечения жены:
«...как же вы можете забрать это [даже часть свадебного подарка, как можете притеснять или обижать], ведь вы [по воле и с благословения Всевышнего] вступили в супружеский союз, и жены взяли с мужей своих обет (договор) [пред Творцом о супружеской верности, порядочности и надежности]?!» (Св. Коран, 4:21).
Безволен и слаб во всех отношениях тот мужчина, который поднимает руку на беззащитную женщину, тем более когда она является его женой.
Происходит ли автоматическое расторжение брака при продолжительном отсутствии супруга?
Такого положения (автоматическое расторжение брака при продолжительном отсутствии) в шариате нет. Возможна ситуация, когда жена обращается в суд или подает заявление в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует. По данной проблеме существуют следующие мнения ученых:
— богословы ханафитского и шафиитского мазхабов считают, что в этом случае права на развод у жены нет;
— богословы маликитского и ханбалитского мазхабов говорят, что развод возможен, так как одним из канонических положений является необходимость защиты человека от наносимого ему вреда. В свое время халиф ‘Умар отправил письма тем, кто продолжительное время отсутствовал в семье, с приказом выбрать одно из двух: материальное обеспечение семьи или расторжение брака. Согласно факихам-маликитам, «если местонахождение мужа неизвестно, то судья вправе освободить жену от уз брака; если же местонахождение мужа известно, то его обязывают либо приехать, либо расторгнуть брак, либо прислать семье материальное обеспечение». Что касается срока, по истечении которого жена может обратиться к судье с просьбой о расторжении брака, то богословы-маликиты считают, что это один год (иногда — три), а ханбалиты — шесть месяцев и более
/25/ . На практике же судьи выносят решение, исходя из конкретной ситуации, принимая во внимание все возможные обстоятельства и учитывая мнения авторитетных богословов прошлого и настоящего
/26/ .
Суть проблемы состоит в том, что этот вопрос никак не освещен ни в Коране, ни в Сунне, а потому дать ему какую-то определенную каноническую формулировку невозможно. На практике женщине самой следует глубоко проанализировать происходящее, посоветоваться со знающими людьми, которые не станут упекать ее в темницу бесконечного ожидания, и решиться на что-то. Думать о разводе (подаче заявления в загс на расторжение брака) можно, начиная с 4—6 месяцев отсутствия мужа
/27/ , когда весь этот период от него нет вестей и поиски тщетны. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «[В Исламе] нет нанесения ущерба, убытка и вредительства»
/28/ . То есть нанесение себе и другим вреда чуждо нормам мусульманской морали и нравственности.
Семейность в Исламе — это договор-обет между двумя людьми пред Богом, который каждый из них вправе расторгнуть, если есть на то веские причины.
Если у женщины муж пропал без вести, сколько ей нужно ждать, чтобы снова выйти замуж? Детей нет.
От четырех месяцев до года, после чего может подать заявление о разводе в загс и думать о новом замужестве, а также реализовать его.
Я вышла замуж за мусульманина. Первые 5 лет мы всегда были рядом, а теперь в связи с рабочим положением мужа вместе находимся только 1–2 раза в год. Допустим ли развод со стороны супруги? Ольга.
Да, конечно. Она может попросить у него развода, и он не вправе отказать.
Я мусульманка и замужем уже тринадцать лет. Муж тоже мусульманин. У нас нет детей, так как нет интимной жизни на протяжении десяти лет. Я проверялась у врачей, они говорят, что дело не во мне. Муж каждый раз после того, как я начинаю разговор на эту тему, устраивает ссоры и обещает сходить провериться, но я же не могу каждый день ему напоминать и унижаться перед ним. Мне всего 34 года. У нас отношения как у брата с сестрой. Как мне поступить в этой ситуации?
Если вы хотите развестись, то имеете на это полное право уже с первых месяцев вашей жизни как «брата с сестрой». Интимная сторона семейной жизни, а также рождение детей являются одними из главных составляющих семьи, мусульманской семьи. Разводитесь, поделив пополам совместно нажитое в браке имущество, и начинайте новую жизнь. Вы молоды, и все еще впереди.
После лечения в больнице моя жена не вернулась домой, а ушла к своим родителям, мотивируя это тем, что ей было уделено мало внимания с моей стороны, и ей не понравилось, что моя мама слишком много делала замечаний. Теперь жена говорит, что хочет развестись. А через некоторое время уже хочет жить отдельно от родителей, я же не хочу, да и нет возможностей. Дайте оценку ее поступка. И что теперь делать?
Поговорите с ней по душам, без грубостей и требований, поймите, откуда прорастает зерно нежелания дальнейшей семейной жизни. Если вы разберетесь в себе и друг в друге, то все наладится. Если же она так и будет настаивать на своем, выждите время, проявите настойчивость и терпение. Возможно, это всего лишь детские эмоциональные капризы.
В крайнем случае, если ситуация зайдет в явный тупик, дайте ей возможность развестись, дав один развод. Если она так и не захочет идти за вами (ведь выходя замуж, она шла «за мужем»), тогда пусть идет другой дорогой. Она — взрослый и свободный человек.
Мне 18 лет. Сейчас живу в Европе. Когда мне было 14 лет, я вышла замуж за человека другой национальности против воли всех. После четырех лет совместной жизни мне с ним стало очень тяжело. Ему сейчас тоже не сладко, так как его хотят депортировать обратно на родину. Когда я заявила, как мне с ним трудно, он заплакал и сказал, что очень меня любит, не сможет без меня жить. О моем браке не знает никто, кроме моей матери, а если бы узнали, то мои родственники его просто бы убили. У нас такой народ.
Знаю, может, это грешно... Но я полюбила другого человека. Так вышло. Этот человек меня тоже любит и не догадывается о том, что я уже замужем. Хочу за него выйти и прожить всю оставшуюся жизнь. С другой стороны, мужа жалко и боюсь наказания Всевышнего.
Однажды я хотела потребовать развод, но у него началась истерика. Моя мама сказала, что лучше не давить, иначе это будет большим грехом. Он со мной никогда не ругался, не повышал голос, не бил, он очень хороший, но я его не люблю! Я не хочу вселять в него пустые надежды и врать, что все наладится... Я-то этого не хочу.
Хотя если я разведусь, вряд ли моя мать согласится с новым браком так быстро. А выйти за того я уже решила и не передумаю. Что мне делать, чтоб Аллах не наказал? И что сказать матери? Лейла.
Верните ему свадебный подарок (махр), получите от него один развод («ты разведена», «я развелся с тобой»), выждите месяц (один полный менструальный цикл) и выходите замуж за другого, причем так: присутствие свидетелей с его и с вашей стороны, родителей и официальная регистрация брака.
Я вышла замуж, можно сказать, под напором всех, из-за возраста. Замужем около года, причем изначально я сомневалась в этом человеке. Еще до нашей совместной жизни (знала я его лет 6) он обещал выучить намаз, итого 7 лет обещаний. Обещание не выполнено, и каждый раз, когда задаю ему этот вопрос, он переносит на следующий раз. Веры в него у меня уже не осталось. Чуть ли не каждый день он выпивает, говоря о том, что не пить он не может, т. к. его не поймут люди, поэтому он обязан. Из-за этого по нескольку суток его не вижу, потом приходит под утро выпивший. А о супружеском долге я и забыла, это происходит раз в месяц в лучшем случае. Имею ли я право стать инициатором развода (я знаю, что женщина не вкусит запах Рая, если она инициатор). Переделать этого человека не получается, да и у меня уже к нему ничего нет. И.
Разводитесь и забудьте о нем.
Муж бьет жену по голове без причины (последний раз даже попала в больницу), после чего жена становится инициатором развода. Муж клянется Богом, что весной разведется, но развод весной не дает.
Хотя клялся Аллахом, что даст развод, после чего поклялся, что не будет бить, но после этого продолжает избивать, хотя и не так жестоко. Когда я напоминаю о его обещании не бить, он говорит: «Ты забыла, как я тебя раньше бил». Вопрос: если он клялся Аллахом, вправе я требовать развод или мы уже считаем разведенными? Лейла, 30 лет.
Может, вашему мужу нужна помощь психотерапевта?
Разведенной вы еще не являетесь. Вы имеете полное право развестись. Нарушенную клятву ему необходимо будет искупить, что касается его лично, но не вас.
Если он не дает развода и у вас есть регистрация в загсе, тогда подавайте заявление на развод, проходите все необходимые процедуры. В случае тирании мужа по отношению к жене она имеет полное право обратиться в органы власти, которые защитят ее права. Поймите, женщина в Исламе не является безвольным существом. Получив развод, забирайте половину нажитого сообща имущества, как положено по закону, и ответно «постучите» ему по голове (образно).
Сразу после родов я потребовала развод у мужа из-за безвыходного положения. Не смогла терпеть побои и удушье, он бил меня даже во время беременности, а ребенок умер из-за преждевременных родов. И вот я уже третий месяц разведена. Хотела бы знать: большой ли грех я взяла на себя, потребовав развод у мужа в такой ситуации? И может ли муж развестись с женой из-за того, что она родила мертвого ребенка? М.
В такой ситуации на вас нет греха, грех лишь только на нем. Тираны и притеснители — одна из самых ненавистных категорий людей пред Богом, о чем многократно говорится в Священном Коране.
Я развелась с мужем по своей глупости, теперь так мучаюсь, так раскаиваюсь, просто с ума схожу! Не знаю, что делать. Даже о самоубийстве задумывалась. Мне нужна поддержка, совет... Ya, 20 лет.
Вам лишь двадцать лет, вы еще выйдете замуж, найдете хорошего спутника жизни и надежную опору. Ваш бывший муж не единственный мужчина на белом свете. А печальный (по вашему мнению) опыт должен помочь вам стать более мудрой и дальновидной.
Имеет ли право жена требовать махр (свадебный подарок), если она является инициатором развода, при условии, что она беременна? Z.
Если вы имеете в виду махр, который был оговорен при бракосочетании, но не был выплачен, то она имеет полное право его требовать, даже если сама инициировала развод. Он (махр) может быть полностью или частично возвращен, если со стороны мужа не было чего-либо предосудительного из того, что могло бы побудить супругу к разводу. В период беременности, даже если решили разводиться, супруг обязан обеспечивать жену всем необходимым в меру его возможностей и с учетом его ответственности пред Богом.
Муж часто сильно бьет жену и почти всегда по голове, незаслуженно. Предусмотрено ли наказание за побои и за плохое отношение к жене? И.
Конечно же, наказания предусмотрены, но кто их будет приводить в действие?.. Исходя из реалий сегодняшнего дня, ей необходимо зафиксировать ссадины в травмпункте и подавать на него в суд. Параллельно с этим она имеет полное каноническое право подавать заявление на оформление развода. Часто, к сожалению, мы не знаем законов и не умеем себя защищать.
/1/ Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2944, «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 253, хадис № 2226, «сахих».
/2/ Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих».
/3/ См., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.
/4/ Это в тех случаях, когда со стороны мужа нет притеснений, измен либо невыполнения супружеских обязанностей. Если же что-то из упомянутого имеет место быть и именно оно вынуждает женщину просить о разводе, тогда муж не имеет ни морального, ни канонического права забирать у нее что-либо из переданного ранее, а обязан ответить на ее просьбу о разводе безвозмездно, раскаявшись в грехах и безнравственном поведении. См., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205, 206; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 7011.
/5/ «[Существует правило:] возможно, вы что-то невзлюбите (то, что будет для вас нежеланно, а может даже ненавистно), однако же оно окажется наилучшим для вас [кстати и вовремя открыв ваши глаза, к примеру, на что-то новое или предоставив вам доселе невообразимые возможности]. Также вы что-то можете полюбить, а оно окажется для вас злом [худшим из того, что вы могли бы себе представить]. Всевышний знает, а вы не знаете [вы можете лишь догадываться, предполагать, но это лишь домыслы, которые могут как сбыться, так и не сбыться. А потому анализируйте происходящее, особенно то, что необратимо (оно уже встало на вашем пути глухой стеной), причем размышляйте над этим так, чтобы подняться выше и усовершенствоваться как человек, претендующий на вечную жизнь]» (см. Св. Коран, 2:216).
/6/ См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 442.
/7/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 500; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 5. С. 192.
/8/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 501.
/9/ Подробнее см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 494, хадисы № 5273—5276; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 3. С. 219, 220, хадис № 1089; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 3. С. 244, хадис № 1002.
/10/ Кстати, по обоюдному согласию супруга может ничего и не возвращать. Все зависит от того, как договорятся. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 261.
/11/ Подробнее см., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205, 206; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 193-195.
/12/ См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 193; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 7035.
/13/ В этом одно из главных отличий развода, инициируемого женою, от развода, происходящего по инициативе мужа. Последний может быть озвучен лишь в чистый период, когда супруги не имели интимных отношений.
/14/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 7013.
/15/ Женщина, которая развелась с мужем таким образом, не может выйти замуж за другого, кроме как по истечении одного менструального цикла (в отличие от обычного разводного процесса, который начинается проговариванием первого развода, даваемого в чистый период, когда между супругами не было интимной связи, и длится примерно три месяца (три менструальных цикла). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 253, хадисы № 2229 и 2230, оба «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 369, хадисы № 1187, «сахих» и № 1188, «хасан»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196, 197.
Истечение одного менструального цикла необходимо для определения наличия или отсутствия беременности от первого мужа.
/16/ Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 7035; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196, 197.
/17/ Подробнее см., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 207; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 7038.
/18/ Подробнее см., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 5. С. 196; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 246.
Подробнее по данному процессу расторжения брака см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 259–264.
/19/ Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 677, 678.
/20/ Имеются в виду ситуации, когда супруг исчез и не дает о себе знать или же, уехав, материально не содержит семью.
/21/ См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1985. С. 204.
/22/ Замечу, что такое поведение супруга канонически запретно и крайне порицаемо. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 7069, 7070.
/23/ См.: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 220.
/24/ См.: Аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 296.
/25/ В православной традиции развод допускался в случае исчезновения одного из супругов из семьи и невозможности установления его местонахождения в течение 5 лет и более.
/26/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 7066.
/27/ Четыре месяца, шесть или год — на это счет есть мнения авторитетных ученых и косвенные доказательства в тексте Писания (Св. Коран, 2:226, 227).
/28/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9899, «хасан».